Рабочая программа спецкурса Избранные вопросы математики. Упавнения и неравенства. 10 класс

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Рабочая программа обсуждена и одобрена
«Согласовано»
Утверждаю:

на заседании МО учителей математики
«___» ____________ 2016 года
Приказ №______от -_________2016г

Протокол №___ от___________2016г
Директор МОУ Карлинская средняя
Директор МБОУ «Майнский

Руководитель МО учителей математики
общеобразовательная школа
многопрофильный лицей»

___________________/Сизова В.Г./
имени И.С. Полбина
___________ О.Н. Михайлова


_________________Р.Н.Горячев









Программа элективного курса по математике
«Избранные вопросы математики» для 10 класса
2016 – 2017 учебный год






Учитель: Кормилицина С.В.
Класс: 10Б
Название курса: Избранные вопросы математики

Количество часов по учебному плану - 35
Количество по программе - 35
Количество часов по планированию – 35 Пояснительная записка
Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ
от 5.03.2004 г. №1089;
Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. №1312;
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Базовый уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Профильный уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.02.2012 №74 « О внесения изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312»
Приказ Департамента Ульяновской области от 20.06.2007г. №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»
Приказ Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-Р « Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Ульяновской области».
Программы спецкурса « Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ» для 10 информационно-технологического, социально-гуманитарного и общеобразовательного класса , автор Ланкова О.В.

Данная программа предназначена для занятий с обучающимися 10 общеобразовательных и физико-математических классов, которые имеют средний и высокий уровень обученности по математике, а также хотят получить дополнительные знания по многим темам предмета.
Кроме этого она поможет учащимся старших классов систематизировать свои математические  знания, поможет  с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются  в школьном курсе.
Эта программа позволяет учащимся подготовиться к промежуточной аттестации, к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Расширяя математический кругозор, программа значительно совершенствует технику решения сложных конкурсных заданий.
Программа спецкурса состоит из 6 разделов различной продолжительности, которые изучаются в 8-10 классах: - уравнения(6 часов);
- неравенства (6 часов);
- решение текстовых задач (7 часов);
- элементы тригонометрии (6 часов);
- решение уравнений с параметрами (8 часов);
- уравнения, неравенства, система с параметрами (9)
Курс рассчитан на один учебный год по одному часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем курса – 35 часов.
Данный спецкурс рассматривает вопросы, выходящие за рамки школьной программы. Некоторые темы обладают новизной для учащихся, т. к. включают в себя материал, которому уделяли немного внимания в базовой программе при изучении темы «Неравенства». В 8 классе учащиеся знакомятся с понятиями уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком модуля, получают представление о геометрической иллюстрации уравнений |х| = а и неравенств |х| > а, |х| < а, но формирование умения решать такие уравнения и неравенства программой не предусматривается. В этом же классе учащиеся начинают формирование понятий тождества на примере равенства
·a2 = |a|, они учатся выполнять лишь простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. А ведь именно эти умения необходимы для продолжения изучения как курса алгебры, так и смежных дисциплин. Именно поэтому программа курса содержит все знания, необходимые для формирования умений решать задания из данных тем.
Одной из самых сложных тем в курсе алгебры 7-9 классов является тема «Решение уравнений с параметрами». Упражнения данного раздела являются задачами повышенной сложности еще и потому, что в учебнике нет необходимого теоретического материала. Данный спецкурс не только дает возможности для решения задач с параметрами, но и содержит лекционные занятия, предполагающие серьезную теоретическую подготовку.
В курсе алгебры 10 класса при изучении темы «Тригонометрические уравнения» на тригонометрические неравенства в общеобразовательном классе отводится мало времени. В данном курсе отводится 2 часа на решение тригонометрических неравенств.

Цель изучения курса:
Создание условий для формирования базы математических знаний, необходимой для восполнения содержательных пробелов курса математики основной школы, получение дополнительной подготовки для сдачи единого государственного экзамена.
Задачи изучения курса:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по основным разделам математики 7-10 классов;
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной работы;
- воспитывать аккуратность и самоконтроль при решении задач повышенной сложности, при подготовке к ГИА.

Материал курса не дублирует вузовские программы, но позволяет с более общих позиций взглянуть на школьную математику и усмотреть единство предмета математической науки. Весьма существенное место на спецкурсе по математике должно занимать решение задач. В данной работе такие задачи включены в содержание изучаемых вопросов. В дальнейшем учащиеся могут са
·мостоятельно пользоваться другими сборниками для подготовки к ЕГЭ по математике, используя изученный на спецкурсе материал, а также использовать полученные знания в дальнейшей учебе в вузе.
Организация учебного процесса

Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.
Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся.

Организация и проведение аттестации учеников

Целью аттестации учащихся по данному курсу является выявление пробелов в их знаниях по данным темам и их устранение в индивидуальной работе.
Тематическое планирование

Содержание учебного материала
Количество часов
Лекции
Практика
Вид контроля

1
Уравнения
6
2
4
Самостоятельные работы, тестирование, решение КИМов ЕГЭ

1.1
Линейные, квадратные, кубические уравнения
1

1


1.2
Рациональные уравнения
1
1



1.3
Уравнения, содержащие квадратный корень.
1

1


1.4
Понятие модуля. Его свойства. Уравнения вида | f (x)|=b
1
1



1.5
Уравнения с модулем
1

1


1.5
Урок обобщения и систематизации знаний.
1

1




2
Неравенства
5
2
3
Самостоятельные работы, тестирование, решение КИМов ЕГЭ

2.1
Рациональные неравенства
1

1


2.2
Неравенства, содержащие квадратный корень
1
1



2.3
Неравенства с модулем
1
1



2.4
Система рациональных неравенств
1

1


2.5
Урок обобщения и систематизации знаний.
1

1




3.
Решение текстовых задач
7
3
4
Самостоятельные работы, тестирование, решение КИМов ЕГЭ

3.1
Решение задач на движение по прямой
1
1



3.2
Решение задач на движение по окружности
1

1


3.3
Решение задач на движение по воде
1

1


3.4
Решение задач на совместную работу
1
1



3.5
Решение задач на проценты.
1
1



3.6
Решение задач на сплавы и смеси
1

1


3.7
Урок обобщения и систематизации знаний
1

1









4.
Элементы тригонометрии
7
4
3
Самостоятельные работы, тестирование, решение КИМов ЕГЭ

4.1.
Аркфункции и их графики. Упрощение выражений.
1
1



4.2.
Решение тригонометрических уравнений.
1

1


4.3
Решение тригонометрических уравнений, отбор корней.
1
1



4.4
Решение тригонометрических неравенств
2
1
1


4.5
Системы тригонометрических уравнений
1

1


4.6
Урок обобщения и систематизации знаний
1
1











5.
Уравнения, неравенства, системы с параметрами
9
4
5
Самостоятельные работы, тестирование, решение КИМов ЕГЭ

5.1.
Основные понятия уравнений с параметрами. Линейные уравнения с параметрами.
1
1



5.2.
Дробно-рациональные уравнения с параметрами.
1

1


5.3.
Квадратные уравнения с параметрами.
1
1



5.4.
Кубические уравнения с параметрами.
1

1


5.5
Уравнения с модулем с параметрами.
1
1



5.6
Уравнения различных видов с параметрами.
1

1


5.7
Неравенства с параметрами
1
1



5.8
Системы уравнений и неравенств с параметрами
1

1


5.9
Урок обобщения и систематизации знаний
1

1



Урок итогового контроля
1

1




ИТОГО
35




литература для учителя:
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класс. -М.: Илекса, 2010г.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 и 11 класса. - М.: Илекса, 2010г.
Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1989г.
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Издательство «Легион-М»,2009
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2013.Тематические тесты.10-11 класс. Часть 1.-Ростов-на-Дону:Легион,2013
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2013.Тематические тесты.10-11 класс. Часть 2. -Ростов-на-Дону:Легион,2008
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы» . Сост./ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007
Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Отбор корней в тригонометрических уравнениях (типовые задания С 1)
Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.
М.И.Сканави. Математика. Задачи - Минск; В.М.Скакун,1998.
Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами на экзаменах. М.:Издательство МЦНМО: СПб.: Петроглиф: Виктория плюс, 2009

литература для ученика:
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Т.А. Корешкова ЕГЭ 2015 Математика. Типовые задания. / М.: Издательство «Экзамен», 2015
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2015.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Издательство «Легион-М»,2015
Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999
Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. – М.:АРКТИ, 2000
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. М.: Просвещение, 1990
Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988

Интернет - ресурсы
Федеральный институт педагогических измерений: ФИПИ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Математика ЕГЭ (открытый банк заданий)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ, поступлении в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -– сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт по оказании помощи студентам, абитуриентам, учителям математики.
http://math.reshuege.ru/































13 PAGE 14615



Заголовок 215