Методика работы над сочинением к ОГЭ.
Методика работынад сочинением ГИАС2 Слова автора высказывания в сочинении С2 являются тезисом, ими можно либо начать свою работу, либо вынести их в вывод. Внима-ние! Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания, предложенного в задании. Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова! «…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». («Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом») Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях в нём говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова.Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания. Найдите в предложенном тексте явления, иллюстрирующиетезис; подчеркните предложения (номера предложений), в которых они есть. Объясните роль указанных явлений; следите за тем, чтобы указанные функции соответствовали тезису. Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем.Помните об абзацном членении текста сочинения; о необходимости пояснения высказывания; о примерах-аргументах из текста (цитирование или номера предложений);Внимательно проверьте свою работу. В сложных случаях обращайтесь к словарю. Схемы сочинений С2 Схема 1ТезисРассуждение о смысле высказыванияПример явления 1, его рольПример явления 2, его роль Вывод Схема 2Тезис Рассуждение о первой части тезисаПример явления 1, его рольРассуждение о второй части тезисаПример явления 2, его рольВывод Обратите внимание!Учащийся может объединить в один абзац анализ явлений, представленных в тексте, и снижать балл за нарушение абзацного членения не следует. Схемы сочинений С2 Схема 3Небольшое вступление (пояснение к тезису)Пример явления 1, его рольПример явления 2, его рольТезис (вывод) Научный стиль в школе Основная задача стиля – предельно точно и ясно донести до читателя информацию.Сфера применения: энциклопедии, словари, справочники, учебная литература, рефераты, аннотации, лекции, доклады. Лексика:термины;отсутствие образных средств;частая повторяемость ключевых слов; Синтаксис:прямой порядок слов;частое употребление причастных и деепричастных оборотов;сложные предложения;вводные слова;повествовательные предложения. Морфология:преобладание существительных;отсутствие личных местоимений и глаголов 1-2 лица;отсутствие восклицательных частиц и местоимений. Пишем сочинение в научном стиле Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе. Для научного стиля характерны точность (недопустимы искажения фактов),логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному);отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида;Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на- последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…)- причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…)- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…)-итоги, выводы ( итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…). Пишем сочинение в публицистическом стиле Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса. Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность;эмоциональность;оценочность. Языковые черты стиля:1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов. Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явленияА2. Лексика и фразеология2.1 Лексическое значение слова2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы2.3 Фразеологические оборотыА3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.).В1. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явленияВ2 Грамматика. Синтаксис 5.1 СловосочетаниеВ3. 5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложенияВ4, В5 5.7 Осложненное простое предложениеВ7,В8 5.13 Синтаксический анализ сложного предложенияВ9 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями Приводим аргументы (клише) Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ….В качестве примера можно привести предложение … текста. В нём…Это можно доказать, обратившись к предложению… В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление.Например, в предложении…Действительно, в предложении… Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста.В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как … и т.д. Лексика и фразеология Лексические группы Варианты темы: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… … писателя К.А.Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».… писателя К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».… русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».…французского писателя Н.Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».… известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».…cовременного лингвиста Г.Я.Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».…известного лингвиста И.Н.Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».…взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».…русского писателя В.Г.Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Пишемсочинение