Система работы над изложением в 1 классе


Система работы над изложением в 1 классе
Изложение - это письменный пересказ образцовых текстов. изложение имеет большое значение для развития речи обучающихся, так как обогащает её литературными формами и учит детей писать сочинения. Практика показывает, что уже во второй половине первого года обучения ученики в состоянии писать изложение небольшого рассказа.
Требования к выбору текста: 1) по жанру (рассказ-повествование); 2) четкость структуры (сюжет); 3) доступность содержания; 4) воспитательный характер текста. Обязательно должна быть поставлена взаимосвязь устного пересказа и изложения письменного на уроках русского языка. Все изложения проводятся, как обучающие работы. По объёму в первом классе подбирается текст в 30-40слов и 2-3 вопроса к тексту.
Постепенная подготовка к работе над изложением текста начинается уже в декабре месяце. Для ознакомления с текстом лучше писать его на доске или на листах, так как укрепляется навык чтения, облегчается понимание содержания. Изложение текста на слух вводится постепенно.
В первом классе дается готовый план. Первоклассник должен научиться правильно читать вопросы и соотносить их с определенной частью рассказа.
Работа над составлением предложений на уроках - изложения должна занимать значительное место. Как же правильно анализировать текст? Сколько предложений в тексте? Сколько предложений в определенной части? О ком (чём) говорится в рассказе и отдельных предложениях? К скольким предложениям относится прочитанный вопрос плана? Сколько слов ( в каком -то) предложении? Объяснить порядок слов? Найти слово в предложении, которого в вопросе нет, или которым можно заменить одно из слов вопроса. При составлении каждого предложения большое внимание уделяется правильной расстановке слов.
С целью предупреждения ошибок в тексте обязательна словарная работа. Используются следующие упражнения: 1) назвать слова, которые кажутся новыми и трудными для написания 2) найти слова к которым можно применить изучаемое правило 3) объяснить правописание слов, записанных отдельно. Не забудьте перед изложением отработать отдельные слова или словосочетания. в первом классе слова проговаривать.
Изложению в первом классе предшествуют подготовительные упражнения в связной речи, как устные так и письменные. Устные упражнения с деформированным текстом вводить уже в декабре.
Рассмотрим на примере: текст "Лиса". Шла лиса по лесу. побежала лиса на запах. Вдруг она почуяла запах мяса. А капкан цап лису за лапу.
Рассказ записан на доске с нарушенным порядком предложений. Читаю рассказ и анализируем по вопросам: Куда попала лиса? Почему лиса приблизилась к капкану? Где это было? Сколько предложений в рассказе? Затем дети читают текст, записанный на доске. Отмечают ошибки и делают вывод: в рассказе всегда есть порядок и его нельзя нарушать.
Какие же виды предложений встречаются в первом классе?
Первый вид - изложение по вопросам, которые подсказывают слова для ответа. В вопросе определен порядок изложения текста и состав лексики для каждого предложения.
Ёжик.
Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!
Вопросы к тексту: Кого дедушка подарил детям? Где ёж жил летом? Где он уснул зимой? Какой придёт ёжик весной?
На доске записаны слова: Ёжик, в сенях, в норе, голодный, берегитесь , мыши!
Второй вид - изложение по вопросам, с более свободной передачей текста. Готовый план определяет порядок изложения текста, но для изложения каждой части дети могут использовать различное число предложений и иную лексику.
Кошка и котята.
1. У кошки шесть котят. Они живут на печке.
2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком.
3. Скоро глаза у котят откроются . Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей.
4. Они сами будут находить себе пищу.
Вопросы к тексту: Сколько котят у кошки? Как ведут себя слепые котята? Чему научит котят мать? Как будут жить котята без матери?
На доске: откроются, подрастут, находить.
Вариантом второго вида изложения- является изложение с использованием картинного плана. В этом случае текст даётся в деформированном виде, а план - картинки помогают детям составить связный последовательный рассказ.
План урока - изложения.
1. Подготовка к работе.
2. Чтение текста, его анализ
3. Работа над предложениями и пересказ
4. Подготовка к письму (словарная работа)
5. Повторное чтение
6. Письмо
При затруднении написания текста дети обращаются за помощью к учителю. Учитель постоянно наблюдает за процессом работы своих учеников и помогает им.