Алгоритм работы над сжатым изложением
Алгоритм работы над сжатым изложением
В чем состоят основные трудности?НЕТ практики написания изложенийНЕТ навыка восприятия на слух текста-рассужденияНЕТ навыка написания сжатого изложенияНЕТ умения выделять в тексте «главное»
Из чего складывается оценка?Что проверяет эксперт?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИК1Содержание изложения Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.0
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИК1Содержание изложения Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.0
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИК3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более 1 логической ошибки,и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста0
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК37
Что нужно для этого сделать?- передать основное содержание ТРЕХ микротем- использовать приемы сжатия текста для ТРЕХ микротем- сохранить абзацное членение текста, написать его связно и логично
Алгоритм работы: 1) Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. При первом прослушивании необходимо понять основную мысль текста, следить за логической связью микротем (можно записывать отдельные фразы, ключевые слова)
Советы!Сокращайте слова! Ключевое слово, которое повторяется на протяжении всего текста (цель, человек, жизнь и пр.) можно обозначать одной заглавной буквой (Ц, Ч, Ж и пр.)Оставляйте просветы (интервалы) между строками в черновике и оставляйте широкие поля: это даст вам возможность в процессе редактирования или во время второго прослушивания вставлять слова, словосочетания и даже предложения
2) Используйте время между прослушиваниями для того, чтобы дописать сокращённые слова (потом можно забыть, что они означали), оформить незаконченные предложения, поставить вопросы в тех моментах, где вы что-то пропустили или не поняли3) Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли вы запомнили последовательность и содержание микротем. Дополните ваши записи ключевыми словами и логическими связками
4) При редактировании старайтесь избавиться от длинных и тяжеловесных предложений. Не забывайте, что ваша задача – сократить текст, а не передать его дословно.5) Медленно прочитайте свой текст. Проверьте:- нет ли грамматических ошибок- не нарушена ли связь слов- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих- не нарушена ли логика изложения- правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть три!)
6) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.7) Перепишите изложение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.