Презентация по русскому языку на тему Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях (8 класс.)
Четвертое марта Классная работаБе..корыс…ная мысль, что внуки будут уважены за имя нами переда…ое не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца? А.С.Пушкин
Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях А.С.Пушкин
Мы повторяем правила употреблениябольшой и разнообразной группыобособленных членов предложения:обособленных определений и приложений . Согласны ли вы с данным тезисом? Какие группы обособленных согласованных определений вы знаете? Вспомните условия обособления определений и приложений.
1.[ / /,л.м. ].2.[… , / /,.. ].
3.[ / /, ].(Так как…), [ ].(Хотя …), [ ].
И мрачнее черной ночи он потупил грозны очи.Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. Овеянные оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.Орлы спутники войск поднялись над горой. Постройте схемы предложений , объясните расстановку знаков препинания.( Знаки не проставлены)
Познакомьтесь с описанием внешности А. Пушкина его современниками. На какие примечательные черты в портретной характеристике поэта они указывают? Какое условие обособления объединяет эти примеры? Чем они отличаются?« Это был живой мальчик, курчавый , быстроглазый». (И. Пущин ) «Саша Пушкин, угрюмый и молчаливый в многочисленном обществе, бывая у нас, смешил своею резвостью ». ( А. Каратыгина)
Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Проза или поэзия? И.Е. Репин «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года».
Как жалки те поэты, которые начинают писать прозою. (А.Пушкин)Перестройте сложное предложение в простое с обособленным согласованным определением , выраженным причастным оборотом.
Прочитайте записанные на доске строки, принадлежащие А.С. Пушкину, вдумайтесь в их смысл.1. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.2. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.-О каких качествах письменной речи говорит поэт?
Прочитайте отрывок из письма, которое написано А. Пушкиным А.Х.Бекендорфу в Петербурге. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясняя свой выбор. «…С чувством глубочайшего благоговения принял я книгу всемилостивейше пожалованную мне его императорским величеством. Драгоценный знак царского ко мне благоволения возбудит во мне силы для совершения предпринимаемого мною труда, и который будет ознаменован если не талантом, то по крайне мере усердием и добросовестностию. Одобренный благосклонностью Вашего высокопревосходительства осмеливаюсь я вновь беспокоить Вас покорнейшею просьбою: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями доставленными ему Шуваловым для составления его "Истории Петра Великого".
Определите, какими же качествами должна обладать письменная речь. "Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, ему нанесённое " (П.А.Вяземский). Пушкин не признавал в языке манерности, излишней красивости, пустой изысканности. Поэт никогда не теоретизировал о языке, но на полях рукописей, в литературных рецензиях, в своих дневниках он оставил удивительно меткие замечания о судьбе отечественного языка, его истории, о богатстве стилистических возможностей, выразительных средствах, о грамматике "звучного и выразительного" языка.
Расставьте знаки препинания. Найдите определения, соответствующие перечисленным условиям, указав номера предложений:А – выраженное причастным оборотом;Б – выраженное однородными причастными оборотами с сочинительным союзом;В – необособленное определение, выраженное причастным оборотом; Г – выраженное прилагательным с зависимым словом;Д – выраженное нераспространёнными однородными прилагательными с союзами;Е – определяемое слово выраженно личным местоимением;1)Его глаза , удивительные своей задушевностью, поразили всех гостей.(И.А.Гончаров)2)Пушкин был необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке веселости и неожиданно переходящий к думе. (В.И.Горчаков)3)Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами . (В. А. Нащокина )4)Не умевший скрывать своих чувств он выражал их всегда искренно.(А.П.Керн)5) Пушкин был живой мальчик, курчавый и быстроглазый . (И.И.Пущин . 1811 г.)6)Мрачность его (Пушкина) сменил соединенный с непрерывною речью звонкий смех. (В.И.Горчаков)
КЛЮЧИ:А – выраженное причастным оборотом;Б – выраженное однородными причастными оборотами с сочинительным союзом;В – необособленное определение, выраженное причастным оборотом; Г – выраженное прилагательным с зависимым словом;Д – выраженное нераспространёнными однородными прилагательными с союзами;Е – определяемое слово выраженно личным местоимением;1)Его глаза , удивительные своей задушевностью, поразили всех гостей.(И.А.Гончаров)2)Пушкин был необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке веселости и неожиданно переходящий к думе. (В.И.Горчаков)3)Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами . (В. А. Нащокина )4)Не умевший скрывать своих чувств он выражал их всегда искренно.(А.П.Керн)5) Пушкин был живой мальчик, курчавый и быстроглазый . (И.И.Пущин . 1811 г.)6)Мрачность его (Пушкина) сменил соединенный с непрерывною речью звонкий смех. (В.И.Горчаков)АБВГДЕ
Устно сформулировать ответы на вопросы:-В какой речи употребляются предложения с обособленными оборотами?-Что на уроке вызвало трудности?
Д-ЗА) Составить сочинение-миниатюру в форме письма о бережном отношении к родному языку или о культуре речи. В сконструированный текст включить обособленные обороты.Б) Построить рассуждение, используя синтаксические примеры, о смысле высказывания Пушкина: « Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». В рассуждение включить обособленные обороты.