Статья Значение лингвистического анализа текста
Статья для книги «День методического сотрудничества»
Значение лингвистического анализа текста
Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык, его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Формирование коммуникативной и лингвистической компетентности учащегося предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. А речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным исследователей, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Анализ текста как готового продукта речи позволяет увидеть динамику речевой деятельности – от замысла до конкретной речевой реализации, то есть проследить процесс формирования мысли автора.
Любой научный анализ предполагает разложение целого на элементы, расчленение на единства. Особенно это видно в лингвистическом анализе. Во время работы с текстом решаю следующие задачи: осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Лингвистический анализ текста помогает разобраться в самом тексте, в его смысле. Поэтому очень часто на уроках литературы при анализе художественного произведения так или иначе обращаюсь к лингвистическому, без которого не возможно разобраться в тексте.
Лингвистический анализ текста – это исследовательская работа, в ходе которой выявляются творческие амбиции учащихся, происходит отбор языковых средств и речевое воздействие. Главная задача в этот момент - теорию умело применить на практике.
Регулярная практика в анализе текста позволяет воспринимать русский язык как живую многоуровневую систему.
Предлагаю вашему вниманию примерный план анализа текста, который помогает мне на уроках русского языка и литературы решить главные языковые задачи:
Прочитайте внимательно текст и вспомните всё, что вы знаете о его авторе.
Определите стиль речи и назовите его отличительные признаки.
Определите тип речи и приведите языковые доказательства.
Определите тему текса, прокомментируйте.
Разделите текст на абзацы.
Составьте развёрнутый план.
Выпишите ключевые слова, которые помогут проникнуть в суть текста.
Найдите лексические и синтаксические средства связи.
Приведите примеры построения текста.
Понаблюдайте над лексическими единицами в тексте ( синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы и др. ).
Фонетический анализ текста ( аллитерация, ассонанс ).
Морфологический анализ ( части речи, их преобладание, на что влияет и т.д. ).
Синтаксический анализ ( построение предложений ).
Сформулируйте идею текста.
Ваше впечатление от текста.
При анализе текста по данному плану работа на уроке идет активно, каждый учащийся вчитывается в текст, развивает в себе навыки понимания текста и вообще речи писателя. Систематическое обращение к анализу текста способствует формированию важнейшего коммуникативного умения – умения создавать собственный текст, а соответственно, и правильно говорить, составлять ясные и точные предложения.
Использованная литература
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста, - М., 2002.
Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск, 1991.
Капинос В.И. и др. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - М., 1994