Сочинения-миниатюры. Из опыта лингвистического анализа текста. 2015 год


Из опыта лингвистического анализа текста.МОУ «Невонская СОШ№2»Учитель русского языка и литературыПальченко Е. П.Январь 2015 г. Сочинения-миниатюры В своей презентации мне хотелось бы показать, каким образом можно проводить уроки русского языка на материале произведений русской классической литературы. Конечно, каждый учитель (поэтому и каждый урок) неповторим, и просто копировать чей-то урок невозможно, и не нужно. Но принципами, направлениями в методике урока можно и желательно воспользоваться. Сочинения-миниатюры На мой взгляд, сочинение-миниатюра — такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи; научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее «подойдёт» и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы; правда, «краткость» не всегда оказывается «сестрой таланта», но в том-то и состоит задача учителя, чтобы всё-таки увидеть талант. Сочинения-миниатюры Первый урок (специальный) я даю с определения слов миниатюра, этюд, зарисовка (работаем с разными словарями). Затем записываем (или просто слушаем) миниатюры М. М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, И. С. Тургенева, В. А. Солоухина, В. Д. Цибина и т. д. Сочинения-миниатюры Вот, к примеру, один фрагмент из урока русского языка в 5 классе. Он был посвящён повторению изучённого по теме «Синтаксис и пунктуация». начался этот урок с самодиктанта выученных строк А. А. Прокофьева:Люблю берёзку русскую,То светлую, то грустную!В беленом сарафанчике,С платочками в карманчиках. Сочинения-миниатюрыПродолжая начатую линию, можно для анализа взять такие, например, тексты:1) Берёзки белоствольные, растите веселей!А из ручья вы брали воду горстью?Вы из ковша берестяного пили?(А. Прокофьев)2) В берёзовом лесу всегда светлее, берёзы сами светятся тихим ровным светом. (В. Солоухин) Сочинения-миниатюры В заключение урока дети пишут сочинение-миниатюру, настроение которого навеяло строчками В. Солоухина из книги «Третья охота»: Рассказать ли о берёзовом лесе? Рассказывать ли про саму берёзу?.. Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво — одно цветами, другое листвой, третье осанкой и ростом... Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Он [берёзовый лес] хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки... Сочинения-миниатюры Или можно для самостоятельной творческой работы взять образы другого искусства — изобразительного — и предложить ученикам своими словами «пересказать» картину А. И. Куинджи «Берёзовая роща», к примеру. Сочинения-миниатюры Сочинение-миниатюра подготавливается всем ходом урока, и прежде всего его эмоциональным настроем, его теснейшей связью с уроками литературы. Вот, например, какой была основная направленность обобщающе-повторительного урока по теме «Стили речи» в 9 классе. Весь материал урока подбирался из произведений М. Ю. Лермонтова и работ писателей и учёных о нем. Сочинения-миниатюрыСтихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс» - богатейший материал для эмоционально-лингвистического анализа. Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне. Сочинения-миниатюры Отрывок из повести К. Г. Паустовского «Разливы рек» (один заранее подготовленный ученик выразительно читает его). Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную. Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские весны. Поздно распустились деревья, поздно цвела по заглохшим уездным садам черёмуха. И реки запоздали и долго не могли войти в берега. Разливы задерживали Лермонтова. <...> Лермонтов равнодушно слушал жалобы проезжающих на высокую воду и дрянные отечественные дороги. Он был рад задержкам. Куда было скакать сломя голову? Под чеченскую пулю? <...> Никогда ещё ему так не хотелось жить, как сейчас. Все чаще вспоминались слова: «И может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». Он был бесконечно благодарен Пушкину за эти строки. Может быть, он ещё увидет в жизни простые и прекрасные вещи и услышит речи бесхитростные, как утешения матери. <...> Из окна было слышно, как далеко, за краем туманной земли, поёт, ни о чём не тревожась, пастуший рожок. Сочинения-миниатюры Признаки разговорного стиля находим, анализируя эпизоды «Песни... про купца Калашникова». Сочинения-миниатюры Настало время говорить об особенностях публицистического стиля. Учащимся предлагаются три отрывка, принадлежащих О. Ф. Берггольц, И. Л. Андроникову, Л. А. Гладышевой. (Отрывки написаны на карточках, раздаются учащимся и остаются у них.) 1) Красота и человечность лермонтовских стихов, неосознаваемые, а потому тем более властные, пленили меня всей силою своею. И если через пушкинские строки я открыла, узнала, что зима — живая и север — ветер — живой, то в лермонтовских стихах мне открывалось, что не только всё кругом живое, но всё про меня! Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утёсе и золотой тучке. С тех пор для меня осенью все листья неслись из-за Невской заставы только на юг, и все самые жемчужные облака шли только на юг, и каждому дереву в нашем пыльном и дымном саду снилось другое, далёкое, прекрасное, с которым никогда-никогда не увидеться, но почему же всё это было и про меня?! Почему — вместе с сосной и утёсом — так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете, и так одиноко, что плакать хочется, почему меня никто не любит.(О. Берггольц. Дневные звёзды) Сочинения-миниатюры 2)...Звучал, как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных. Возышенная лексика, сильное выразительное сравнение, глубокая по мысли антитеза, торжественная размеренность ритма, удивительная звукопись, благодаря которой мы слышим прозрачный, медленный, как бы плывущий в воздухе звон вечевого колокола, — все создаёт огромное впечатление и даёт нам право отнести поэтическую формулу Лермонтова к числу самых стильных строк русской поэзии.(Л. Гладышева. Крылатые слова Лермонтова) Сочинения-миниатюры 3) Все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я...» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Или такие слова И. Л. Андроникова: С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах всё лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лицо было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать всё, что думал о них. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе. И первое, что он сказал им:Свободы, Гения и Славы палачи! Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. «Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости», — писал о нём Герцен... Неуклонно следовал он по избранному пути. И ненависть к «стране господ», отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к «печальным деревьям» и к «холодному молчанию» русских степей. Сочинения-миниатюры Учащиеся определяют стиль последнего данного мной текста. (он взят из «Лермонтовской энциклопедии» и представляет собой образец научного стиля.) «Родина» так же, как «Бородино», «Валерик» и «Завещание» (1840), принадлежала к числу произведений, наиболее ценимых Л. Н. Толстым. Стихотворение Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии (Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский, Н.М. Рубцов и др.) жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. (В. Мануйлов) Сочинения-миниатюры Весь урок был «пропитан духом» М.Ю. Лермонтова, и поэтому естественным завершением урока стала лирическая миниатюра на одну из предложенных тем: 1) «В лермонтовских стихах... всё про меня». (О. Берггольц) 2) Оно меня поразило... (о любом стихотворении М. Ю. Лермонтова). 3) «Весь Лермонтов — мятеж! «Мцыри» — мятеж...» (А. Прокофьев) Сочинения-миниатюры Перечень тем для сочинений-миниатюр, которые можно использовать в любом классе. Некоторые из них — известные строчки мастеров слова, и об этом надо сказать учащимся и «обыграть» их: «Вот дождик брызнул...»; «Грибной дождик»; «Почки раскрываются...»; «Сентябрь— чародей цвета»; «Идёт волшебница-зима»; «Гром грохочет...»; «Люблю грозу в начале мая…»; «Ветер на Ангаре»; «Пробилась зелень…»; «На небе ни облачка» и т. д. Сочинения-миниатюры Особое место занимают сочинения-миниатюры на лингвистические темы. Сочинения-миниатюры с включением в него определённых слов. Сочинения-миниатюры И в заключение повторю свою мысль: формальным, как и творческим, можно сделать любое задание, всё зависит от такта, чуткости учителя. Работа над сочинениями-миниатюрами поможет научить школьника чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать самобытность русского слова, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. Спасибо за внимание«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг.» В. Солоухин