Урок-подготовка к ГИА по русскому языку. 2013-2014 учебный год.
Урок-подготовка к ГИА по русскому языку.
1. Цели: систематизация материала, повторение тем, изученных в 5-9 классах.
- закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;
- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;
- развивать навыки работы в группе;
- развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;
- воспитывать любовь к родной земле, уважение к истории страны;
- развивать кругозор учащихся.
2. Структура экзамена по русскому языку:
С 1 Изложение
А1-А7 открытого типа ( с выбором ответа) и В1-В9(с кратким ответом) проверяют языковую и лингвистическую компетенции,
( умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса).
С2 Сочинение
3. Прослушивание текста.
- определите основную мысль текста
- сколько микротем в тексте
- работа в парах
Прочитайте микротему текста, найдите ключевые слова или словосочетания, объясните их лексическое значение.
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
Сущность человека - это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции.
Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
Душевное уродство - равнодушие, цинизм, злость, эгоизм.
Вывод: во время первого прослушивания текста необходимо определить количество микротем и основную мысль каждой микротемы, постараться как можно больше записать ключевых слов и словосочетаний во время второго прослушивания.
4. Задания А-В
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или
полтора.
(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни,
которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно втеатральные кулисы.
(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность нафронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не
было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили
люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но
затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений
к постоянству.
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что
это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше
задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего
сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким
островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером скнигой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин
шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.
(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами
детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба
белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях
реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды
капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я
ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр,
чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерноечмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом
астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другоепространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались
облачные небеса.
(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было
необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался
ею, точно глотал вкусное мороженое.
(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с
той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».
(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз своюпрочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем
стало заняться…
(По А. Лиханову)
А-1
В каком предложении содержится информация, необходимая дляобоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть
коротких прикосновений к постоянству.
4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
А-2
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство»
(предложение 9).
1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность
А-3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море
войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
А-4
1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове МАЯ 4 звука.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) . А-5
Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
1. меняет
2. горевать
3. избирать
4. зароптала
А-6
В каком слове правописание приставки определяется глухостью последующего согласного?
1. разбираться
2. обмениваться
3. разглядывал
4. рассказать
А-7
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отглагольного прилагательного пишется одно Н»?
1. интереснее
2. полезнее
3. цветные
4. толчёные
В-1
Синонимы- это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы.
Укажите строку, в которой все слова являются синонимами
Тихий, беззвучный, бледный, безмолвный.
Неповторимый, своеобразный, особенность, самобытный.
Безграничный, бескрайний, необъятный, необозримый.
Выдающийся, замечательный, видный, заурядный.
Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово ____________________________________________________________________
В-2
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________
_________________________________
В-3
Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
_________________________________
Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание горное село синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование.
Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление.
В-4
Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным
согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
В-5
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой
Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?
Ответ: ___________________________
В-6
Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
В-7
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение соднородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
В-8
Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.