Урок окружающего мира в 4 классе. Как учили школьников на Руси.
Тема урока: Как учили школьников на Руси.
Задачи: познакомить детей с первыми письменными источниками, сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности, воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы, презентация, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство «Учебная литература», 2008; раздаточный материал (буквы)
Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».
Программа: система Л.В.Занкова.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.
Подведение к проблеме.
Презентация
Слайд № 1. Чтение предложения учащимися вслух «С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».
Учитель: Что можете сказать об этом предложении?
Учащиеся: Это пословица.
Учитель: Объясните смысл данной пословицы. ( Выслушиваются ответы учащихся). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чём бы вы хотели спросить?
Ответы учащихся: Когда появилась первая школа? - Как учились наши сверстники? - Какие были у них учебники?- Какие предметы преподавались?- Какие были портфели? - Как долго продолжались уроки? - Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы.
Учитель: Итак, определите тему нашего урока.
Учащиеся: Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования.
Учитель: Где будем собирать информацию?
Учащиеся: Подумаем сами. - Посмотрим в компьютере. - Понаблюдаем.- Спросим у других людей. - Проведем эксперимент. - Посмотрим в книгах.
Учитель: Составим план исследования. Слайд № 2.
5. Проведение исследования.
1) Понаблюдаем.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет Фёдорова Анастасия.
Экскурсовод: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далёкое прошлое.
Слайд № 3. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.[1}
Слайд № 4. Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.[1]
Слайд № 5. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми брёвнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.[1]
Слайд № 6. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли. [1]
Слайд № 7. А это страница из «Азбуковника» 16 века. «Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.[1]
Слайд № 8. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.[1]
2) Посмотрим в книгах.
Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику. Слайд № 9.
Прочитайте статью «Как учили школьников» в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр. 21-23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах.
3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси». Слайд № 10.
Учитель: Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый учитель - дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.
(Высказывания детей) Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. Целый год зубрили они названия букв.
Слайд № 11. Читаем: А - «Аз», Б- «Буки», В – «Веди», Г – «Глаголь», Д – «Добро», М – «Мыслите», Ш- “Ша», К- «Како». По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова «класс», вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам: дом, мама, школа)
Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.
4)Спросим у других людей. Слайд № 12. Учитель: Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком, располагаясь перед детьми)
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача «Не за тридевять земель» и я её ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.
Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».
Историк 1. – Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.[2]
Ведущий. - Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк 2. - Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.[2]
Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?
.1 гость.- Егорова Дарья , 3 «А» класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.
Историк 1. – В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.[3]
2 гость. – Филимонова Александра, 3 «А» класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.
Историк 2. – Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. [3]
3 гость.- Самоша Виктория, 3 «А» класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиограф.- Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей.[3]
Ведущий.- А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиограф. – За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть![3]
4 гость.- Пригода Дмитрий, 3 «А» класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк 2. Слайд № 13. - Посмотрите на иллюстрацию «Обучение грамоте»» в 17 веке. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.[3]
Ведущий. – Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.
Физминутка.
Учитель: После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами
( Дети исполняют русскую народную песню «Калинка», играя на русских народных инструментах: деревянные ложки, стиральная доска, колотушка, баночки, заполненные горохом)
Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории нашей школы Рудь Н.В. Послушаем ее интервью. (Интервью записано на диск)
Слайд № 12 Пронина Алина, 3 «А» класс. Я учусь в МОУ «СОШ № 73». Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?
Наталья Васильевна. Вместо слова «школа» употреблялось «училище», а вместо слова класс - «дружина». В документе «Стоглав» говорится: «В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь». Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.
Учитель: Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем её интервью.
Подколзина Екатерина, 3 «А» класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?
Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет»
5) Посмотрим в компьютере.
Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», статья «Письменность славян»
6. Подведение итогов исследования. Слайд № 14
Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
- Чему удивились на уроке?
- Что узнали нового?
7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд № 15
1) Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2) Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси
3) Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
8. Заключительное слово учителя. Слайд № 16
Хорошо вы потрудились!
Знаете, как на Руси учились,
И на ложках поиграли,
В колотушку постучали,
И стиральная доска
Тоже в музыке нужна.
А теперь всем - отдыхать,
Широкую масленицу встречать,
Как тогда на Руси, приглашаю на блины.
( Угощение детей блинами с медом)
Список использованной литературы
П.Утевская. Слов драгоценные клады. - Издательство «Детская литература», 1985.
И.Г.Смирнова. Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. - Волгоград, Издательство «Учитель», стр. 31, 2007.
. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. Как учились на Руси. - Выпуск 6, стр. 11-14, 2008.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15