Урок русского языка в 3 классе «Учимся писать приставку -с»


Тема урока: Учимся писать приставку –с-
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Дидактическое обоснование:
- предмет: русский язык
- класс: 3 класс
- авторы учебника: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова . Программа: «Начальная школа 21 века»
Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Правописание приставки –с-»
Задачи урока
Создать условия для усвоения нового материала;
Создать условия для применения полученных знаний и умений;
Создать содержательные и организационные условия для развития умений: сравнивать, анализировать;
Создать условия для развития умения общаться, умения работать во времени и в группе;
Создать условие для развития умения оценить моменты своей деятельности.
Требования к ЗУНамОбразовательные (предметные):
Знает правило правописания приставки –с-;
Умеет писать слова с изученной орфограммой.
Метапредметные:
Регулятивные:
Выполняет задания по алгоритму;
Оценивает учебную работу самостоятельно.
Познавательные:
Планирует свою работу по изучению нового материала;
Составляет с помощью учителя алгоритмы для проверки.
Коммуникативные:
Высказывает собственное мнение и свою позицию;
Выполняет заданные нормы работы в группе;
Договаривается и приходит к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
Проявляет познавательный интерес;
Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности;
Осознает ответственность за общее дело.
Технологии обучения: технология АМО, ИКТ технология, здоровье сберегающая технология, технология проблемного обучения
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, практический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах, парах
Методы контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос
Средства обучения: печатные (учебники), СД с песней «Чунга-чанга», компьютер, проектор, интерактивная доска, картинки с изображением кувшина, рефлексивный кубик.Описание урока
Этап урока Цели этапа Описание Методы, приемы, средства обучения
Организационный момент.
Ощутить свою принадлежность к группе, выработать доброжелательное отношение друг к другу, создать эмоциональный психологический настрой на работу Дети разбиваются на пары, придумывают и изображают при помощи рук, туловища, ладошек, ног мостик дружбы, радости, счастья. Затем дети, берутся за руки, собираются в круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост Дружбы» и повторяют слова:
Мы –умные! Мы - сильные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!
АМО (активный метод обучения) «Мостик дружбы»
Орфографическая минутка Повторить правописание изученных орфограмм У: Сегодня, на орфографической минутке мы повторим материал, который изучали на предыдущих уроках. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте задание и выполните его.
Задание на экране:
Запишите слова, выбрав нужную приставку. без\\бес опасный,
бес\\без полезный,
раз\\рас веять,
рас\\раз пилить,
из\\ис бежать,
ис\\из кусать.
Дети выполняют задание.
Проверка задания –фронтальная работа
У:Ребята, какое правило мы повторили?
Дети: Мы повторили орфограмму правописания приставок, оканчивающихся на –з-с-.
У: Кто может доказать правильность выбора приставки?
(Дети повторяют правило правописания приставок ) У: Кто доволен своей работой, а кто не очень? Кому еще нужно повторить орфограмму? Покажите мне смайлик. ( дети показывают смайлики с изображением грустного и веселого лица). фронтальный контроль Технология АМО «Смайлик»
Сообщение целей и задач урока, планирование Цель: формировать умение у детей определять цель урока, исходя из его темы; составлять план действий для достижения целей. У: Ребята, откройте, пожалуйста учебник на стр.76 и прочитайте тему нашего урока. (дети читают тему урока «Учимся писать приставку –с-»)
У:Возьмите «Кувшинчик знаний» и заполните его ровно на столько, сколько вы знаете об этой теме.
(Дети берут рисунок кувшинчика и приходят к выводу, что они пока об этой теме ничего не знают и кувшинчик будет пустой)
У: Как вы считаете, какова же тогда будет цель нашего урока. Обсудите в группе цель и составьте план достижения цели.
(дети работают в группе)
Дети: Цель урока: узнать, когда пишется приставка –с-
План: 1) познакомиться с правилом; 2)поупражняться в написании слов с данной приставкой;
3) сделать выводы о своей работе
У: Молодцы, ребята! АМО «Кувшинчик знаний». Технология проблемного обучения. Работа в группе
Формирование новых понятий и способов действия Цель: учить детей наблюдать; выдвигать предположения У: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Постарайтесь определить закономерность в написании приставки. Может у кого-то возникли какие-нибудь идеи. Выскажите свои предположения.
На экране: {з}делать, (з)бежать, (с)крыть, (с)писать.
Дети: Мы заметили, что в тех словах, в которых слышится приставка –з- корень начинается со звонкого согласного звука, а в тех словах, в которых слышится приставка –с- корень начинается с глухого согласного звука. Это правило похоже на правило правописание приставок, оканчивающаяся на –с-з, тогда, может быть около глухих согласных звуков надо писать в приставке букву –с?
У. Сейчас вы выдвинули гипотезу - свое предположение. А как проверить, верно ли оно?
Дети: надо посмотреть правило в учебнике.
(Дети читают правило в учебнике на стр.77)
У: Скажите, пожалуйста, подтвердилось ли ваше предположение?
Дети: Нет! Наше предположение не подтвердилось, в русском языке приставки –з- нет.
Проблемный, поисковый метод обучения.
Физ.минутка Цель: снять напряжение, усталость муз. разминка под песню «Чунга-чанга») Здоровье сберегающая технология
Формирование новых понятий и способов действия (продолжение) Цель: формировать умение применять правило; учить детей работать по плану У: Давайте вернемся к плану нашей работы, который мы составили в начале урока. Что мы будем делать дальше для достижения нашей цели.
Дети: Нам нужно потренироваться в написании слов с приставкой –с-
У: Давайте потренируемся применять правило.
На экране: (с)ехать, (с)пилить, (з)бить, (з)доровье, (с)крыть, (з)даниеУ: Запишите слова, вставляя пропущенную приставку.
(дети выполняют задание)
У: Ребята, ученица 3 класса Юля выполнила задание так: съехать, спилить, сбить, сдоровье, скрыть, сдание.
Вы согласны с Юлей?
(ответы детей. Очень хорошо если дети заметят ошибки в словах: здание, здоровье. Если таких детей не будет, надо подвести детей к тому, чтобы они нашли ошибки)У: Как вы считаете, о чем забыла Юля, когда писала слова?
Дети: Юля забыла, что –с- пишется в приставке, поэтому прежде чем выбрать букву-з- или –с- надо убедиться, что это приставка.
У: Правильно! Поэтому будьте внимательны! Выполнение тренировочных заданий
Формирование умений и навыков Развивать умение писать слова с изученной орфограммой У: Я предлагаю вам выполнить два задания на выбор: одно более легкое, другое посложнее.
Упражнение 1, стр 77, составить и записать новые слова, используя приставку –с-
Упражнение 3, стр77, списать и исправить ошибки
Дети выбирают уровень сложности задания и выполняют его. Практический метод
Проверка работы Формировать умение работать в паре, доказывать свое мнение, осуществлять взаимоконтроль У: Ребята, проверить правильность выполнения своей работы, вы сможете, поработав в паре. О чем нужно помнить? (о правилах взаимодействия). А что делать, если у вас получатся разные варианты ответа?
Дети: Доказать свою позицию, а если не получится обратиться за помощью.
Осуществление контроля: взаимоконтроль. Если задание выполнено правильно, то проверяющий рисует веселый смайлик, если в задании допущены ошибки, смайлик- грустный.
Работа в парах, технология АМО «Смайлик»
Рефлексия Развивать умение анализировать свою работу, оценивать успешность и неуспешность своих действий У: Ребята, в начале урока мы заполняли «Кувшинчик знаний», и он оказался у вас пустым. А сейчас, можете ли вы его заполнить?
(Дети раскрашивают кувшинчик).
У:Молодцы, ребята, вижу, что в ваших кувшинчиках добавилось достаточно знаний. Возьмите рефлексивный кубик и давайте подведем итог нашего урока.
(дети бросают по одному кубик и отвечают на вопросы, записанные на гранях кубика. Например: сегодня на уроке я узнал….., мне на уроке было легко\трудно…. И т.д) АМО «Рефлексивный кубик»
Домашнее задание Развивать самооценку, самоанализ В качестве домашнего задания предлагаю детям на выбор задания разного уровня сложности Дифференцированное обучение