Примерная программа по истории 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Арзамасский техникум строительства и предпринимательства»
(гбпоу АТСП)
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.02 «История»
Специальность:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Арзамас
ОДОБРЕНА
методическим объединением преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № _______
от « ___ » _______________ 2015 г.
Председатель
______________ /________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебно-производственной работе
_________________ В.М. Баженов
(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта Минюст России от 29 апреля 2010 г. N 17049 по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
2. Примерная программа учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования составлена на основе: Автор А.Н. Рыжов. ФГУ «Федеральный институт развития образования», М., 2010
3. Учебного плана специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного «_____» ________________ 2015 года.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства»
Разработчики:
________________/Е.Ю.Архипова /, преподаватель ГБПОУ АТСП
«_______»_______________________ 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
30
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
38
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов за I п\г
Объем часов за II п/г
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
-
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
-
48
в том числе:
лабораторные занятия
-
-
практические занятия
14
-
14
контрольные работы
5
-
5
курсовая работа (проект) не предусмотрено
-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
-
24
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
Объем часов
Уровни
разделов и тем
Обучающихся
освоения
Раздел 1.
Развитие СССР и его место
20
в мире в 1980 гг
Тема 1.1.
Основные тенденции
Содержание учебного материала
8
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
2.Особенности идеологии,национальной и социально-экономической политики.
развития СССР к
3.Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
4.Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
1
1980-м гг.
Практическая работа № 1 Основные направления внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности –
советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.
2
Тема 1.2.
Дезинтеграцион-ные процессы в
Содержание учебного материала
4
1
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
России и Европе
во второй
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
половине 80-х гг.
Практическая работа №1 Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
2
2
Контрольная работа «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
1
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий.
Проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде схожими с проблемами на территории СНГ в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе. Ответ обосновать.
4
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX
- начале XXIв.
52
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е гг. XX века.
Содержание учебного материала
6
1
1.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
2.Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество
Международные доктрины об устройстве мира.
Практическая работа № 2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
2
2
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.
3
Тема 2.2.
Укрепление влияния
России на
постсоветском
пространстве.
Содержание учебного материала
4
1
1.Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результатывооруженного конфликта в этом регионе.
2. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Практическая работа № 1 Межнациональный конфликт в Чеченской республике.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
2
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Россия и мировые
интеграционные
процессы
1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.
2
1
Практическая работа № 1 .Процесс внедрения рыночных отношений в систему Российского образования.
1
2
Контрольная работа «Россия как партнер НАТО»
1
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.
3
Тема 2.4.
Развитие культуры в
России.
Содержание учебного материала
4
1
1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Практическая работа № 1 Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
1
2
Контрольная работа «Человек как носитель культуры своего народа»
1
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
4
Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире.
Содержание учебного материала
одержание учебного материала
4
1
1.Перспективные направления развития РФ на современном этапе.
2.Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Контрольная работа № 4:
«Сохранение традиционных нравственных ценностей основа развития культуры в РФ».
1
2
Дифференцированный зачет.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.
Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.
6
Всего:
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература Учебные пособия:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 293 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2008. - 432 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительная литература.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2010. – 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2008. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2009. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юрист, 2009. – 237 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 2010. – 217 с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2008. – 365 с.
Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2009. – 49 с.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2008. – 232 c.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Формы контроля обучения:
домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;
выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
методы оценки результатов обучения:
мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
Заголовок 115