Авторская программа спецкурса Подготовка к ЕГЭ по информатике


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
«ГИМНАЗИЯ №57»
Программа
профильного спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по информатике»
(раздел логика, программирование)
для 10-11 класса (физико-математический профиль)
Разработчик: Салахиева Евгения Михайловна учитель информатики первая квалификационная категорияМАОУ «Гимназия №57»
Рецензент : Латипов З.А.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физики и
информационных технологий,
Елабужский институт «КФУ»
Набережные Челны
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сейчас значительное внимание уделяется созданию условий для эффективной профильной подготовки обучающихся. Программирование — наиболее традиционная сфера деятельности при организации профильно-ориентированных курсов информатики.
Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10-11 классов, обучающихся по программе базового курса (1, 2 часа в неделю), к итоговой аттестации по информатике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку не только к выполнению заданий ЕГЭ, но и включает материал, изучаемый в ВУЗах. Программа курса рассчитана на 68 часов (2 года по 1 часу в неделю в 10-11 классах). Данная программа так же может быть разделена на блоки по темам: Основы математической логики – 17 часов;
Алгоритмизация и программирование – 36 часов;
Решение задач повышенной сложности – 17 часов )В программу включен материал, который не изучается в школьном курсе информатики, а также тот материал, на который, на мой взгляд, отведено недостаточно времени для хорошего усвоения.
Данная программа охватывает темы: «Основы математической логики», «Алгоритмизация и программирование», которые вызывают наибольшие трудности у обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Цели курса:
Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
Развить у учащихся навыки логического мышления.
Реализовать математические способности учащихся для составления программ на языке программирования.
Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы.
Задачи курса:
Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Расширить представления учащихся по определённым темам, включённым в программы выпускных экзаменов, а также в программы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для абитуриента.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Программа включает в себя практическое освоение языка программирования, нацелена на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Знания, полученные при изучении курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
Курс предусматривает классно-урочную систему обучения с использованием персональных компьютеров.
В содержании программы курса 2 части:
теоретическая;
практическая.
В теоретической части рассматриваются основы алгебры логики, основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.
В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.
Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения. Самостоятельное составление заданий по данной теме.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе обучения учащимся предлагаются задачи для самостоятельного выполнения на проверку освоения изученных способов действий. Кроме того, деятельность по составлению собственных заданий ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В качестве итоговой работы учащимся предлагается самостоятельно разработать тест в формате ЕГЭ по выбранной теме.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению формализма в знаниях учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Всего часов Теория Практика
Основы математической логики 17 7 8
Логические операции, выражения 4 2 2
Логические функции 4 2 2
Логические законы и правила преобразования логических выражений 5 2 3
Решение логических задач 4 1 3
Алгоритмизация и программирование 36 13 23
Исполнители алгоритмов 1 1
Основные алгоритмические конструкции 3 1 2
Введение в программирование 2 2 Линейные программы 2 1 1
Условный оператор 3 1 2
Циклы 9 3 6
Строки 4 1 3
Файлы 2 1 1
Процедуры и функции 6 2 4
Одномерные массивы 4 1 3
Решение задач повышенной сложности 17 3 14
Двумерные массивы 5 1 4
Решение задач повышенной сложности (уровень С2) 4 4
Решение задач повышенной сложности (уровень С4) 8 2 6
Итого 68 23 45
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы математической логики (17 часов)
Теоретическая часть
Логическое умножение, сложение, отрицание. Логические выражения. Логические функции. Таблицы истинности. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма(СДНФ). Совершенная конъюнктивная нормальная форма (СКНФ).
Практическая часть.
Составление таблиц истинности логического выражения
Построение логической функции по ее таблице истинности
Решение логических неравенств. Решение систем логических неравенств.
Составление СДНФ(СКНФ) для формулы по таблице истинности и путем равносильных преобразований.
Решение логических задач.
Алгоритмизация и программирование (36 часов)
Теоретическая часть
Исполнители алгоритмов. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). Команды алгоритмического языка: ветвления, повторения.
Алфавит языка Паскаль. Типы переменных. Основные операторы (ргоgram, var,end…). Арифметические операции. Условный оператор (полная, неполная форма; оператор варианта). Циклы (циклы с параметром, постусловием, предусловием). Массивы (одномерные массивы, типовые алгоритмы обработки массивов, сортировки массивов). Строки. Файлы. Подпрограммы (процедуры и функции).
Практическая часть.
Определение значения переменной после выполнения фрагмента программы (блок – схема, язык программирования Паскаль).
Решение задач по темам:
Линейные программы. Условный оператор. Циклы. Массивы. Строки. Файлы. Подпрограммы.
Решение задач повышенной сложности (17 часов)
Теоретическая часть
Массивы (двумерные массивы, типовые алгоритмы обработки массивов, сортировки массивов). Строковые массивы.
Практическая часть.
Решение задач по темам:
Двумерные массивы (ввод, обработка, сортировка).
Решение задач повышенной сложности (уровень С2,С4 (ЕГЭ)).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения программирования в рамках спецкурса ученик должен
знать/понимать
основы алгебры логики
основные алгоритмические конструкции и правила их записи
основные способы организации данных;
основные конструкции языка программирования;
уметь
решать логические задачи;
составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
осуществлять отладку и тестирование программы.
ЛИТЕРАТУРА
Для ученика
Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень, 2008
Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. СПб.: БХВ-Петербург 2009г.
Для учителя
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. М: Издательство «Экзамен», 2007
Чернов И.Г. Методическое пособие по программированию, 2004.
Мендель А.В., Колегаева Е.М. Информатика. 9-11 классы: подготовка учащихся к олимпиадам.- Волгоград: Учитель, 2009
Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ под ред. Е.Т. Вовк.-М.:КУДИЦ-ПРЕСС, 2009.
Интернет-ресурсы
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htmhttp://4ege.ru/informatika/http://infoegehelp.ru/http://ege.yandex.ru/informatics