Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по английскому языку
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Методического Протокол заседания педагогического
совета Управления образования совета учреждения дополнительного
администрации города Харцызска образования «Харцызский Центр
_____________ №_____ детского и юношеского творчества»
______________ №_____
Образовательная программа дополнительного образования детей
Гуманитарного направления
«Английский язык»
Срок реализации – 5 лет
Возраст детей – 7 – 16 лет
Харцызск, 2015
Составитель:
Лосева Виктория Александровна – методист учреждения дополнительного образования «Харцызский Центр детского и юношеского творчества», руководитель кружка английского языка «Полиглот».
Утверждено на заседании педагогического совета учреждения дополнительного образования «Харцызский Центр детского и юношеского творчества»
Протокол № ___ от _______________ 2015 года
Директор УДО «ХЦДЮТ» ______________ О.Е. Дорошенко
Согласовано с методическим кабинетом Управления образования администрации города Харцызска
Протокол № ___ от «____»_____________2015 года
Заведующий(ая) _______________ В.В. Калита
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной.
Модифицированная программа программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации. Согласно утвержденным Требованиям к программам дополнительного образования для детей (Приказ МОН ДНР №392 от 11.08.2015г.) в них могут быть внесены следующие изменения:
- в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др. с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей;
- в режим и временные параметры осуществления деятельности с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей;
- в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением работы кружка, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного процесса.
При составлении данной программы составитель руководствовалась Законом об образовании Донецкой Народной Республики, Требованиями к программам дополнительного образования для детей (Приказ МОН ДНР №392 от 11.08.2015г.), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Данная программа дополнительного образования составлена на основании программы дополнительного образования по английскому языку ГБОУ ЦТРДиЮ «Некрасовка» (Автор: Андреева Н.А., г. Москва, 2012)
В связи с ростом и укреплением международных связей нашего государства с другими странами владение иностранным языком, подрастающим поколением приобретает большое значение. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности. В настоящее время в лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой системой и приобщения к культуре англоязычного народа.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни. В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации в современном мире. Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми.
Цель: развитие у детей лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством общения.
Задачи:
Обучающие:
освоение детьми первичных сведений об изучаемом языке;
обучение пониманию;
обучение говорению;
обучение основам грамматики;
формирование позитивного отношения к языку.
Развивающие:
учить детей сосредоточено работать;
развивать память;
развивать мышление;
развивать воображение;
развивать эмоциональные возможности и творческие способности детей;
развивать языковые способности.
Воспитательные:
вырабатывать навыки работы в коллективе;
развивать интерес к изучению английского языка;
формировать трудолюбие, ответственность.
Возраст обучающихся – 7–16 лет. Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Учебные занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год). Такой режим занятий обусловлен возрастной спецификой обучающихся.
Занятия обычно начинаются с фонетической или лексической зарядки (5-6 минут), которая помогает настроить органы речи на произношение английских звуков, слов, фраз. Их отработка происходит путем повторения (хором и индивидуально) за преподавателем или лингафонной аппаратурой. Работа над звуковой культурой речи идет на протяжении всего занятия, не ограничиваясь фонетической зарядкой, при этом используется следующий игровой прием: многие звуки в сознании ребенка связываются со сказочными образами или знакомыми животными.
Важным этапом во время занятия является формирование словарного запаса из наиболее часто встречающихся в языке слов, легко сочетающихся с другими словами. Активизация лексики, усвоенной на предыдущих занятиях, проводится обычно после фонетической зарядки. В зависимости от содержания материала она проходит в форме ответов на вопросы преподавателя, игр, работы с наглядными пособиями, что способствует приобретению навыков использования лексики в речевой деятельности. Введение новой лексики проводится после закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях, при этом используются беспроводной и переводной материал. Для знакомства с глаголами наиболее приемлемы подвижные игры.
Работа по овладению основами грамматики предусматривает выполнением разнообразных коммуникативных упражнений, сюжетно-ролевых игр.
Чтобы повысить интерес детей к изучению английского языка, заучиваем наизусть стихи, песни, считалки и т.д., что, помимо расширения словарного запаса, позволяет детям сменить вид деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончанию первого года обучения дети научатся:
правильно произносить большинство звуков английского языка;
активно использовать в речи по 10 слов основных базовых тем программы:
отвечать на вопросы о себе, об игрушке, о животном;
уметь здороваться, благодарить, прощаться;
воспроизводить знакомые стихи, рифмовки;
знать алфавит.
По окончанию второго года обучения дети научатся:
активно использовать в речи по 10-15 слов основных темах программы;
самостоятельно строить простые предложения, отвечать на вопросы;
употреблять в речи притяжательные местоимения, предлоги, артикли;
читать знаки транскрипции;
читать простые предложения;
переводить несложные тексты.
По окончании третьего года обучения дети научатся:
читать несложные тексты;
составлять в устной и письменной форме тексты;
вести диалог на определенные темы;
знать и активно использовать в речи по 10–15 слов основных темах программы.
По окончании 4-ого года обучения дети научатся:
понимать сообщения, высказывания с небольшим количеством незнакомых слов, догадываться об их значении, уметь находить ответ на поставленный вопрос;
понимать значение нового слова, предмета, через его описание на английском языке.
составлять вопросы разных типов, отвечать на них в полной и краткой форме;
делать сообщения, пересказы, выражать свое отношение к происходящему;
читать в естественном темпе, соблюдая правильную интонацию, логическое ударение, выражая различные эмоциональные оттенки;
работать с текстом: задавать вопросы, изменять его, отрицать, дополнять, давать характеристику;
записывать важные ключевые слова и словосочетания для пересказа текста;
составлять письменный и устный пересказ текста.
По окончании пятого года обучения дети научатся:
вести деловую и частную переписку на английском языке;
быть открытым в отношении к другим культурам («культура без границ»);
уважать традиции и обычаи других народов;
понимать и находить взаимные интересы с другими людьми;
анализировать различия между народами в обычаях и обрядах, в народном искусстве на русском и английском языках;
рассказывать о перспективах обучения и работы за границей.
Содержание программы дополнительного образования
Содержание обучения английскому языку отвечает следующим требованиям:
вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их воображение, любознательность и креативность;
открывать воспитанникам доступ к культуре и традициям другого народа посредством знакомства с повседневной жизнью их сверстников в стране изучаемого языка.
Учебно – тематический план и краткое содержание программы
Первого года обучения
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Изучение алфавита и транскрипционных знаков.
Название букв. Понятие «буква-звук». Песня «ABC». Звуки английского языка. Согласные звуки. Степень долготы гласных звуков, ударение в словах. Распознавание звуков на слух.
20
6
14
3
«Игрушки».
Существительные по теме. Размеры игрушек. Одежда игрушек. Основные глаголы (носить, снять, дать, взять, сесть, показать и т.д.).
20
10
10
4
«Звери».
Названия животных. Дикие и домашние животные. Характеристики животных: цвет, размер, количество лап, ушей и т.д. Действия животных. Модели предложений.
20
10
10
5
«Семья».
Члены семьи (мама, папа, бабушка, брат и т.п.). Рассказ о составе семьи, о родственниках.
20
10
10
6
«Части тела».
Название частей тела. Комплексы разминки. Рассказ «Описание лица». Ответы на вопросы: «Сколько рук, глаз, ног и т.д.».
20
10
10
7
«Моя комната».
Название комнат, частей дома, квартиры. Предметы мебели, место расположения. Прилагательные и сочетание их с существительными. Рассказ «Здесь я живу».
12
2
10
8
«Мой день».
Распорядок дня. Любимое занятие. Рассказы-описания по картинкам. Действия в течение дня.
14
4
10
9
«Времена года».
Название времен года. Изучение цветов. Какой цвет соответствует каждому времени года. Особенности погоды.
18
6
12
10
«Путешествие в Великобританию».
Знакомство с частями ВБ, ее символами, традициями и достопримечательностями.
14
6
8
11
«Еда и напитки».
Вредная и полезная пища. Русская и британская кухня, различия. Любимое блюдо. Названия посуды.
20
10
10
12
«В гостях у сказки».
Знакомство с английскими авторами и сказками. Работа над театрализацией сказки. Проведение открытого занятия
26
6
20
13
В ожидании лета.
Знакомство с видами занятий во время летних каникул. Проект «Где бы я хотел побывать? Проект «Мое идеальное лето.»
10
4
6
ВСЕГО
216
86
130
Учебно – тематический план и краткое содержание программы
Второго года обучения
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Изучение алфавита.
6
2
4
3
«Одежда».
Названия предметов одежды, сочетание этих названий с цветом. Описание одежды своей, товарищей или по картине. Магазины одежды, покупка одежды.
24
8
16
4
«Пища».
Названия продуктов. Речевой этикет при посещении рынка, магазина. Рецепты приготовления блюд. Стихотворения по теме.
24
8
16
5
«Сервировка стола».
Название посуды. Сервировка стола. Предлоги и место. Составление меню. Этикет за столом. Заказ блюд.
24
6
18
6
«Город».
Адрес. Названия городов и улиц. Описание города. Карта города.
12
4
8
7
«Транспорт».
Виды транспорта. Их описание. Глаголы передвижения. Объяснение маршрута. Движение по улице.
14
4
10
8
«Времена года».
Природные явления. Времена года, месяцы. Отличия и характеристика каждого времени года.
22
8
14
9
Изучение транскрипции.
Подбор слов с определенным звуком. Дифтонги и трифтонги. Степень долготы гласных звуков. Ударение в словах.
10
4
6
10
Грамматика.
Модальные глаголы. Общие и специальные вопросы. Предлоги времени. Речевые конструкции.
14
6
8
11
«Я люблю праздники».
Национальные праздники в Англии. Различия празднования в Англии и России. Традиции и обычаи.
26
10
16
12
Известные люди ВБ.
Известные исторические личности. Известные музыканты и спортсмены. Уильям Шекспир, знакомство с его творчеством. Чтение произведений в оригинале.
22
8
14
13
Веселые и находчивые.Подготовка и проведение КВН, отчетное мероприятие клуба.
16
6
10
ВСЕГО
216
76
140
Учебно – тематический план и краткое содержание программы
Третьего года обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
-
2
Путешествия.
В лесу, в деревне, в зоопарке. Названия животных, профессий людей, окружающих предметов.
30
10
20
3
Знакомьтесь, это я и моя семья.
Мои любимцы. Члены семьи (мама, папа, бабушка, брат и т.п.). Рассказ о составе семьи, о родственниках. Описание животных.
30
10
20
4
Здесь я живу.
Дом, улица, транспорт, погода. Название комнат в доме и их описание, названия зданий и транспорта, находящихся на улице, рассказы о погоде.
30
10
20
5
Грамматика.
Употребление артиклей, времена активного залога, прямая и косвенная речи. Предлоги.
36
16
20
6
Человек и природа.
Проблемы загрязнения внешней среды. Изготовление стенд - газеты по теме.
24
8
16
7
Литературное достояние англичан.
Знакомство с произведениями Льюиса Керрола, Чарльза Диккенса, Джеймса Барри, Памелы Треверс, Джека Лондона. Оскара Уальда и других. Написание рецензии к книге.
34
10
24
8
Инсценировка выбранного произведения.
Отчетное мероприятие.
30
10
20
Итого:
216
76
140
Учебно – тематический план и краткое содержание программы
Четвертого года обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Вредные привычки.
Алкоголь, наркомания, курение. Вред здоровью, привыкание. Способы борьбы с вредными привычками. Изготовление тематической стенд - газеты.
30
10
20
3
Основы здоровья. Спорт.
Виды спорта. Правильное питание.
34
10
24
4
Вариации английского языка.
США, американский вариант английского языка. Австралия, австралийский вариант английского. Сравнительный анализ британского, американского, австралийского вариантов английского.
40
10
30
5
Практика устной и письменной речи.
Интонация, ударение, эмоциональные оттенки при чтении. Составление устного и письменного пересказа. Составление плана текста.
40
4
36
6
Практическая грамматика.
Перфектное время. Активный и пассивный залог. Условные предложения. Согласование времен. Проведение тестирования по грамматике.
40
4
36
7
Театр в Англии.
Развитие театрального искусства в Англии. Просмотр спектакля на английском Выбор сказки для инсценировки. Подготовка костюмов, проведение итогового занятия.
30
6
24
Итого:
216
46
170
Учебно – тематический план и краткое содержание программы
Пятого года обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Англоязычные страны.
Географическое положение англо-говорящих стран, их климатические особенности, влияние данных факторов на популяцию населения и род занятий людей. Рассказ о каждой стране и ее столице, известных личностях и событиях.
30
16
14
3
Высшее образование.
Поступление в университет. Различия в нашей системе образования и Великобритании. Международные языковые экзамены.
40
20
20
4
Если я поеду за границу.
Основные понятия речевого общения и речевого этикета в устной и письменной форме; знакомство с грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
30
20
10
5
Международная культура.
Различные сведение в области литературы, музыки, средств массовой информации, медицины, образования, положения англо-говорящих стран в мире. Знакомство с геральдикой стран, культурой.
26
16
10
6
Культура делового человека.
Основные формы документов, необходимых в повседневной деятельности современного человека, ведение деловых бумаг различного характера. Нормы делового этикета и культуры общения.
20
10
10
7
Деловой английский.
Виды и формы делового общения. Особенности публичного выступления. Составление деловых бумаг. Визитная карта при приеме на работу. Создание портфолио.
40
14
26
8
Учеба и работа за границей.
Особенности поступления в университеты и приема на работу других стран. Получение международных языковых сертификатов.
28
18
10
Итого:
216
116
100
В системе обучения детей английскому языку большая роль отводится контролю усвоения знаний воспитанниками, определению результативности и выбору методов определения результатов.
В программе предусмотрены две основные формы контроля: текущий и итоговый контроль.
В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Контроль осуществляется во время игр (дидактических, сюжетных), в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.
Фонетический материал контролируется в процессе фонетических разминок, произнесения скороговорок.
Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятии, в выполнении специальных упражнений.
В процессе текущего контроля результатом могут быть стихи, рифмовки, сценки. Навыки чтения, в том числе правила слогоделения и чтения, знание транскрипции и чтение по ней.
Во время изучения языковых тем дети за выполненное задание получают разноцветные квадратики, подсчет которых в конце темы определяет степень освоения программного материала.
Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоения программы за полугодие, год.
Одним из способов определения результативности является тестирование. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть проблемы в знаниях и индивидуально подойти к возможностям компенсации пропущенных тем.
Итоговый контроль осуществляется при использовании такой формы, как инсценировка (сценки, диалоги, стихотворения). Данный вид контроля осуществляется за полугодие в декабре, за год – в апреле.
Программа итоговой аттестации по программе дополнительного образования представлена в приложениях.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области преподавания иностранного языка. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам:
повышения мотивации учения;
коммуникативной направленности;
индивидуального подхода к детям.
Для решения коммуникативных задач проводятся групповые занятия, организуются тематические беседы, игры. Понимание речи на слух тесно связано с умением говорить. Обучение детей произношению отдельных звуков, слов должно проводиться в небольших группах, что позволяет педагогу добиться правильного и четкого произношения.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
приветствие, организационный момент;
фонетическая разминка.
Основная часть:
лексический материал по теме занятия;
речевой материал по теме;
грамматический материал;
чтение стихотворений, скороговорок, рифмовок.
Заключительная часть:
закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
ориентировка на следующее занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
В работе используются различные средства наглядности: видео, аудиомагиитофоны, мультимедиа.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике.
Список литературы.
Используемая педагогом литература.
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». – 2015.
2. Амамджян Ш.Г. Играя учись! - М.: Просвещение, 1978.
3. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Книга для учителя к учебнику английского языка – Титул, 2012.
4. Биболетова М.З., Денисенко О.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для нач. шк.- Обнинск: Титул, 1998.
5. Доля Г. Веселый английский. Часть 1.- Дубна: Издательство «Миг», 1991.
6. Коновалова Т. В. Веселые стихи для запоминания английских слов.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006.
7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.- М.: УРАО, 1999.
9. Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: Просвещение, 1993.
10. Ляховицкий М.В. Методика преподавания английского языка. – М.: Высшая школа, 1985.
11. Негневицкая Е.И. Обучение английскому языку детей 7 лет. - М.: Творческая педагогика, 1991.
12. Островский Б.С. Английский язык на факультативных занятиях в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
13. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1981.
14. Фрибус Л. Г., Дольникова Р. А. Как детишек нам учить по английски говорить. – Санкт Петербург: Каро, 2008.
15. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. УМК «Английский для самых маленьких». М., 2007.
Литература, рекомендуемая для родителей и детей.
1. Архангельская Т.Р., Баркова Л.А. Занимательный английский для малышей, - М.: Книга, лтд, 1993
2. Грызулина Н.Б., Бузина Ю. Н., Туголукова Г. И. Я играю и учу английский. - М.: Физматлит, 1993
3. Ильчининова О.И. Английский для маленьких девочек и мальчиков. - Ташкент: Навруз,1994
4. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.: АО Буклет,1993
5. Люцис К. Английский язык в картинках.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003
6. Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова.- М.: РИПОЛ классик, 2003
7. Наумова Н. А. Песни для детей на английском языке. – М.: Айрис- пресс, 2008.
8. Никитенко З. Н., Негнивицкая Е. Н. Начинаем изучать английский язык: Учеб. пособие для дошк. и мл. шк.- М.: Просвещение, 2002.
15