ПрезентацияДидактические игры как средство формирования экологической культуры
Дидактические игры как средство формирования экологической культуры. Презентация выполнена Монаховой В.Ф. Г. Хабаровск,2016г.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Актуальность : экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.
Экологическая культура - совокупность разнообразных форм, деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Под содержанием экологической культуры понимают:связь растительных и животных организмов со средой обитания и приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;(см. прил 1)многообразия живых организмов, их экологическое единство (цепи питания);(см.прил 2)человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; (см прил.3)использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека; загрязнение окружающей среды; охраны и восстановление природных богатств(см.прил.4)
Дидактические игры, являются одним из средств формирования экологической культуры.Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть: целостность отдельного организма и экосистемы,осознать уникальность каждого объекта природы,понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.В процессе игр формируются знания об окружающем мире,воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе.Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Виды экологических игр.А.Бондаренко указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:- игры с предметами (игрушками, природным материалом);- настольные печатные игры;- словесные игры.
1.д\и «Угадай весенний цветок»Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его. В весенний солнечный денекЗолотой расцвел цветок.На высокой тонкой ножкеВсе дремал он у дорожки.(Одуванчик) Весна приходит с лаской и со своею сказкою,Волшебной палочкой взмахнет-И первый из-под снега цветочек расцветет(Подснежник)Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы, врядЦветы душистые висят.(Ландыш)
2. д\и тема: «Кто чем питается?»Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.Дидактический материал: Мешочек.Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
3. Д\и «Природа и человек»Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.Дидактический материал: Мяч.Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
4. д\и«Что из чего сделано?»Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
«Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно ,закладывается с детства.» И.Соколов-Микитов