Конспект урока чтения Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?». И. ТОКМАКОВА «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ…»
Урок17. Е. Трутнева «Когда это бывает?».И. Токмакова «К нам весна шагает…»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения анализировать произведения; творческих способностей, памяти, воображения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом; находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения; сочинять загадки.
Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения; работая в паре, высказывать своё мнение; умение договариваться и приходить к общему решению.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.
Урок
I. Актуализация знаний.
Личностные УУД: умение эмоционально откликаться на участие в творческом конкурсе, проявлять внимание к переживаниям одноклассников.
Конкурс рисунков «Первые цветы весны».
Учащиеся читают наизусть стихотворение.
II. Постановка цели урока.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
– Отгадайте загадки:
На ветках
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
(Почки.)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей.) Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце пригрело –
Одеяло потемнело.
(Снег, проталины.)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовется птица … (грач).
– Что объединяет все слова-отгадки?
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весне, о природе весной.
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Оч-оч-оч – наступает ночь.
Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите составные слова.
Ответ: лист, листик, листок, листочек, лиственница.
3. Чтение и отгадывание литературных загадок о весенней природе.
Познавательные: уметь ориентироваться в структуре учебника, находить значение слов и выражений в словаре и сносках к тексту.
– Отгадайте загадку:
Матушкой зимой
В белом сарафане,
А матушкой весной –
В цветном платьице.
(Луг зимой и весной.)
– Объясните, что означают выражения:
В белом сарафане – снежное покрывало.
В цветном платьице – цветущий луг весной.
– Прочтите загадки на с. 71 учебника и назовите отгадки. (Одуванчик, ромашка.)
– Кто автор первой загадки?
– Прочтите фамилию автора другой загадки.
– Какие признаки одуванчика перечислил автор?
– На что он похож?
– Какого цвета фонарик?
– О каких признаках ромашки говорится в загадке Л. Яхнина?
– С чем или с кем автор сравнивает ромашки?
– Прочтите, как описывает их автор.
4. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?».
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию в тексте произведения для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ содержания стихотворения.
Эвристическая беседа.
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целым словом:
пле-щут-ся – плещутся
про-зрач-ны-е – прозрачные
про-та-лин-ки – проталинки
сит-це-вый – ситцевый
не пой-мёшь – не поймёшь
– Объясните значения слов:
Плещутся – купаются.
Проталинки – места, где снег растаял и открылась земля.
Ситцевый, ситец – легкая хлопчатобумажная ткань с рисунком или однотонная.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Когда это бывает?».
– Чем это стихотворение похоже на загадку?
– Отгадайте загадку, ответьте на вопрос: «Когда это бывает?».
– Прочтите подчёркнутые в стихотворении слова.
– Объясните, как вы понимаете эти выражения.
– Нравятся ли вам такие сравнения?
– Как бы вы описали весенний луг? С чем ещё можно его сравнить?
– Какое настроение передает это стихотворение?
– Как можно передать это настроение (радость и веселье), читая произведение?
– Прочтите стихотворение выразительно.
Физкультминутка
Цветы
Наши нежные цветкиНаши алые цветки
Распускают лепестки.Закрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,Тихо засыпают,
Лепестки колышет.Головой качают.
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.)
IV. Продолжение изучения нового материала.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание стихотворения, аргументировать своё мнение, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает…».
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прочтите самостоятельно это стихотворение.
– Кто из вас улыбнулся во время чтения стихов? Почему?
– Какие строки вас удивили? Зачитайте их.
– Как в стихотворении изображается быстрый приход теплой весны?
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
– Кто авторы?
– Какое настроение создают произведения о весне?
Внеурочная деятельность: проект «Азбука заданий», с. 72