Урок изобразительного искусства 2 класс Тема. Живопись как вид изобразительного искусства. Рисунок на тему «Осень-чародейка».
Урок изобразительного искусства
2 класс
Тема. Живопись как вид изобразительного искусства. Рисунок на тему «Осень-чародейка».
Цель: 1. Дать общее представление о живописи как виде изобразительного искусства, познакомить с основными жанрами, материалами и техниками.
Развивать цветовую чувствительность, умение различать тональные и цветовые оттенки.
Воспитывать художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование: материалы: краски, кисти, бумага, альбом 41 шаблонами (с. 2-3);
зрительный ряд: репродукции картин по основным жанрам: портрет: Д. Левицкий «Портрет великой императрицы Екатерины Павловны»; пейзажи: К. Моне «Скалы и морской берег в бухте д' Аваль», К. Моне «Скалы в бухте д' Аваль»; натюрморт: П. Гоген «Натюрморт с яблоками и цветами»; бытовой жанр: Ф. Буше «Завтрак»; примеры монументальной живописи: витраж, мозаика, роспись (фреска), примеры работ раз-, личными красками; демонстрационная таблица «Цветовой круг»'.
литературный ряд: стихотворения об осени (К. Бальмонт «Прощально -золотистый»).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
Какие виды изобразительного искусства вы уже знаете?
Каково основное предназначение произведений архитектуры, графики и скульптуры?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя. ,
Сегодня мы отправимся в музей изобразительного искусства.
Кто из вас был в таком музее?
В музеях хранятся картины выдающихся художников, их видит огромное количество людей.
Очень часто в таких музеях проводятся выставки детских работ. Сегодня мы создадим коллекцию рисунков. А для того, чтобы их видели ученики других классов, родители, педагоги, мы организуем выставку работ, а тему наших рисунков подскажет стихотворение К. Бальмонта «Прощально-золотистый»:
Тихий шелест Сентября,
И умильный свист синицы,
Улетающие птицы,
Пышный праздник янтаря.
Праздник Солнца золотого,
Углубленный небосклон,
На лазури желтый клен,
Остров моря голубого.
Все оттенки желтизны,
Роскошь ярких угасаний,
Трепет красочных прощаний,
Траур Лета и Весны.
IV. Объявление темы урока
На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с живописью как видом искусства.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
На предыдущем уроке мы узнали о видах искусства, которые делают наши города, села, страну красивыми и непохожими на другие. Разнообразны облики архитектурных сооружений городов и населенных пунктов. Если в архитектуре, графике и скульптуре цвет один из второстепенных элементов, то в живописи цвет имеет решающее значение.
Слово «живопись» происходит от слов «живо» и «писать». Художник создает красками на плоскости «живую жизнь». Ну, а почему писать, а не рисовать? Слово «рисовать» мы употребляем, когда работаем твердыми сухими материалами: карандашами, мелками, углем, а пишем материалами жидкими, например, чернилами. Так как все наши краски жидкие, поэтому и принято говорить, что картины пишут.
Живопись бывает станковой и монументальной. Станковая живопись это картины, которые можно переносить с места на место, они предназначены для украшения помещений. Станок художника называется мольбертом. Художник может работать и в мастерской, и на природе. (См. альбом с шаблонами, с. 2.)
Станковые картины художник создает кистями, мастихином (тонкая металлическая лопатка), краски смешивает на палитре.
Монументальная живопись постоянно связана с плоскостью здания, она украшает сооружение, составляет с ним единое целое. Стенная роспись (фреска) выполняется по сырой штукатурке и используется внутри помещений, т.к. снаружи ее могут повредить дожди и ветры. Снаружи здания расписываются стойкими красками.
Картины, выложенные на стенах или полах зданий из гальки, цветных камней, смальты (сплав стекла с красителями), называют мозаикой.
Оконный проем можно застеклить прозрачным стеклом, а можно сделать картину из цветного стекла, т. е. создать витраж.
Мозаика, фреска, витраж виды монументальной живописи, которые украшают архитектурные сооружения.
Живопись воспроизводит исторические события, людей, природу, предметы, животных.
По содержанию картины принято делить на жанры: бытовой сцены жизни людей, натюрморт изображение предметов (цветы, фрукты, посуда, битая дичь), портрет изображение человека и пейзаж изображение природы.
Мы говорим о живописи как искусстве цвета, а цвет создается красками. Одни краски разводятся водой: гуашь, акварель, темпера, а другие маслом, и лишь пастель единственная сухая краска в виде мелков тоже относится к живописи. Приготовление красок и манера работы художника с краской называется техникой.
Посмотрите, как различны красочные поверхности картин, их отличает техника исполнения.
Когда наносим мазок акварелью бумага просвечивается, под слоем гуаши не видно ничего, пастель придает бархатистость, а масло позволяет работать над картиной долго, помогает приблизиться по цвету к натуре.
VI. Практическая работа
Создание композиции «Осень-чародейка».
Для выполнения живописной работы нам необходимо владеть знаниями о цвете. С некоторыми мы уже знакомились в первом классе.
Назовите основные цвета, производные, перечислите цвета холодной и теплой гаммы.
Найти правильный ответ можно при помощи цветового круга. (Демонстрация соответствующей таблицы.)
Вспомните, в какие цвета осень раскрашивает природу, подберите их и смело беритесь за работу.
Этапы выполнения работы.
Наметьте карандашом линию земли (горизонта), основных элементов пейзажа.
Рисунок пишите красками.
Подумайте над названием своей картины.
VII. Завершение урока
Оформление выставки детских работ. Задание на следующий урок: принести акварельные краски, бумагу, кисти.