Разработка урока по русскому языку в 11-ом классе по теме подготовка к сочинению по заданному тексу


План урока по русскому языку в 11классе.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по заданному тексту»
Цель урока: формирование лингвистической и коммуникативной компетенций; совершенствование навыков связной речи, навыков композиционного оформления сочинения, формирование умений доказывать свою точку зрения, обозначать проблему, а также совершенствовать правописные навыки.
Круг вопросов: тема, проблема, авторская позиция, своя позиция, комментарий текста, аргументы, вывод. Оборудование: раздаточный материал, тетрадь - памятка, папка при подготовке к ЕГЭ, компьютер, проектор.
Ход урока:
Орг. момент.
Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы будем продолжать совершенствовать навыки связной речи, навыки композиционного оформления сочинения, формировать умения доказывать свою точку зрения, обозначать проблему, а также совершенствовать правописные навыки.
Орфоэпическая минутка.
1.Расставь правильно ударение:
Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, прибыла, налила, клеить, лгала, клала, пролила, порвала, созвонимся, намерение, молодежь, торты, звонишь, принявший, начала (петь), поняв, включим, засветло, партер, принял, гражданство, гналась, черпать, понявший, изогнутый, засуха, создалась, красивее, сорит, заняла, определен, значимость, квартал, простыня, местностей, оценена, каталог, щавель, документ, отогнала, на торте, премировать, просверлит, шасси. 4.Знакомство с текстом.
Что происходит, когда люди сближаются друг с другом, когда они становятся ближними по отношению друг к другу? Это сближение происходит на уровне внутренней, духовной жизни человека, на уровне сознания, воли, чувств, то есть уровне, именуемом в христианской традиции душой, которую мы называем, в широком смысле, внутренним миром. Вот там происходит сближение. Но внутренний мир - это не пустая комната, это не вакуум – в этой комнате и в этом пространстве мы сами.
Что значит сблизиться с человеком? А это означает: в этом внутреннем мире уступить ему часть пространства, часть места. За счёт кого? За счёт самого себя, за счёт своего собственного Я, когда мы внутри самого себя уступаем ему частицу этого внутреннего пространства нашему ближнему, то есть мы с ним сближаемся.
Опыт показывает, что ни физическое родство, ни штамп в паспорте не обеспечивают подлинной близости людей. Ведь нередко люди чувствуют себя совершенно одинокими, потерянными, непонятными, отчуждёнными в своей собственной семье, в окружении своих физически, казалось бы, близких людей.
Ну, а там, где мы отдаём часть своего собственного Я другому: будь то отец или мать, муж или жена, брат или сестра, или друг, или коллега, или даже совершенно незнакомый человек? Там происходит совершенно иное: этот человек входит в мой мир, он становится частью моего внутреннего Я. И происходит подлинное сближение людей. Жизненный опыт свидетельствует, что такое сближение делает людей счастливыми, делает счастливыми и прочными семьи, делает нерасторжимой человеческую дружбу, является источником внутреннего, духовного обогащения.
И что особенно ценно: более счастлив всегда тот, кто даёт, чем тот, кто принимает. Когда мы даём что – то человеку, мы поневоле уступаем ему в своей собственной душе. В своём собственном внутреннем мире частицу для него, впускаем его в свою внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда жизнь. Делаем его нашим ближним, а значит, и самих себя обогащаем, устанавливаем с этим человеком такой контакт, ценнее которого, пожалуй, ничего на свете нет. Ведь понятие человеческого счастья обусловлено системой человеческих отношений. И если эти отношения становятся просветлёнными этой внутренней, исходящей из нашего сердца близостью, то это и является условием подлинного и непреходящего человеческого счастья.
Кто – то из скептиков может сказать: «Да, простите, но ведь весь наш опыт свидетельствует о другом. Ведь мы становимся вроде…как бы как – то счастливыми, когда что – то приобретаем или получаем: будь то деньги, вещи, власть, положение в обществе». А наиболее последовтельные скептики скажут: «Это и заложено в природу человеческую. И ведь рука устроена так, что она к себе тянет. И ребёнок в младенческом возрасте на себя одеяло натягивает». Может ли быть построение человеческого счастья вопреки логике биологической жизни?
Отвечу однозначно: да, человеческое счастье строится вопреки логике физиологических инстинктов. Именно это Человеческое, с большой буквы, счастье и созидается в противоборстве с этой биологической логикой.
( Отец Кирилл, архиепископ Смоленский)
5. Работа над текстом:
1. Определите тему текста (о человеческом счастье).
2. Чтобы правильно определить проблему, запишите 5 ключевых слов. (Духовная жизнь, внутренний мир, частичка собственной души, счастье, строить счастье).
3. Обозначьте проблему и запишите её. ( духовного общения и его роль в построении счастья, проблема человеческого счастья, Что такое счастье и как оно строится, как оно достигается, вопрос о роли духовного общения в построении человеческого счастья)
4. Составьте план из 6 предложений.
1.Душа – уровень сближения человека с другими людьми.
2.Сближение – уступка другому частицы своего «внутреннего пространства.
3.Подлинная близость не формальное понятие, а внутреннее единение.
4. «Другой» - часть моего внутреннего «Я».
5.Отдача себя другому – залог самообогащения и подлинной близости.
6. «Естественная» логика жизни и человеческое счастье.
5. Напишите комментарий к тексту.
6. Выскажите позицию автора
7. Выскажите свою позицию и сделайте переход к аргументации.
8. Прочтите примеры из художественной литературы, обсудите, наиболее значимые на ваш взгляд запишите.
Вспомним эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда Наташа Ростова после неудачного побега с Анатолем Курагиным из Москвы и последующей попытки отравиться жестоко страдает. Как известно, Анатоль соблазнил Наташу, и она написала письмо князю Андрею о том, что отказывается быть его женой. Впервые в жизни Наташа сталкивается с циничной ложью: Анатоль предлагает ей руку и сердце, будучи женатым человеком. Он расстраивает её брак с Болконским, хочет тайно увезти её из дома и после этого выехать за границу. Дальнейшие планы его неопределённы…
Наташа понимает, что совершила непростительный, страшный поступок. Она больна и морально разбита. Ей кажется, что будущего нет и жизнь кончена, тем более что князь Андрей, получив её записку, объявляет её свободной и не может простить ей измену.
В доме Ростовых появляется Пьер. Он видит Наташу, заплаканную, некрасивую, с опухшим от слёз лицом. Пьер испытывает к ней огромное чувство жалости и сострадания. Ему хочется сделать для этой несчастной девочки что – нибудь хорошее.
Пьер интуитивно, своим любящим сердцем почувствовал состояние Наташи и произнёс фразу, после которой она заплакала слезами благодарности и умиления: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил вашей руки и вашей любви».
В тот момент Пьер был женат и не мог предложить Наташе «руку и сердце», но слова надежды и утешения, произнесённые им, помогли ей поверить в себя и справиться с несчастьем. Она поняла, что Пьер – это верный, настоящий друг, готовый прийти на помощь тогда, когда, кажется, рушится жизнь. Именно так и проявляет себя любовь.
Для самого же Пьера момент общения с Наташей имел огромное значение в жизни, он ощутил себя человеком, способным на большую любовь. Возвращаясь от Ростовых домой, он увидел комету, предвещавшую всякие ужасы и конец света. Но Пьера эта комета не пугала, наоборот, «эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветавшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».
Таким образом, любовь проявляет себя в действии – в способности оказаться рядом с любимым человеком и разделить не только его радость, но и его боль.
2. Обратимся к повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». Сын судьи, Вася, мальчик из богатой семьи, знакомится с бедными детьми, отец которых пан Тыбурций Драт – человек гордый, замкнутый и таинственный. Он живёт с детьми – Вальком и Марусей в мрачной трущобе – полуразрушенном замке на краю города. Сын судьи сближается с «детьми подземелья» и начинает дружить с ними. Когда Маруся тяжело заболевает, Вася хочет во что бы то ни стало помочь ей, порадовать её. Он выпрашивает у своей сестры роскошную куклу – подарок покойной матери. Действительно кукла произвела чудо: больная Маруся, казалось, воскресла для жизни и начала улыбаться. И хотя это продолжалось недолго, так как Маруся умирала, всё-таки мальчик, чувствуя и разделяя её боль, смог сделать её хоть ненадолго счастливой. Последние дни жизни девочки были освещены любовью и заботой друга. Для Васи же знакомство с «детьми подземелья» сыграло огромную роль в жизни: после общения с ними он стал новым человеком – человеком, который умел чувствовать чужую боль как свою, который знал, что такое любить другого человека.
Итак, мы видим, что любовь всегда проявляется в сострадании и милосердии, в готовности помочь и утешить.
3. Подтверждает высказанную мысль и известное стихотворение Бориса Пастернака «Свадьба». В котором есть такие слова:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворение
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
4. Приведите аргументацию, используя романы Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и И.С.Тургенева «Накануне».


9. Прочитайте высказывания (афоризмы) о счастье и любви. Подумайте, какие из них вы можете использовать в своей работе в качестве аргументации.
5.Прочтите высказывания (афоризмы) о счастье и любви. Подумайте, какие из них вы можете использовать в своей работе в качестве аргументации.
1) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон)
2) Те, кто ищет счастья, забывают, что верный способ добиться счастья для себя – искать его для других. (Мартин Лютер)
3) Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро)
4.Какое огромное счастье любить и быть любимым! (А.П.Чехов)
5. Любовь, желающая быть только духовной, становится тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость. ( Г. Сенкевич)
6) Верх счастья на вершине доброты. ( А. Поуп)
7) Какое счастье – неиссякаемая способность любить и верить! Всё, что осенено любовью, неподвластно смерти. ( Ромен Роллан)
8)Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье. (Н.Г. Чернышевский)
9) Истинно человеческая любовь может быть основана на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе и не на одной похоти сердца (В.Г.Белинский)
10) Что значит любить человека? Это значит радоваться тому, что хорошо для него, иметь удовольствие в том, чтобы делать всё, что нужно, чтобы ему было лучше. (Н.Г.Чернышевский)
11) Любовь никогда не требует – она всегда даёт. Любовь всегда сострадает, никогда не протестует, никогда не мстит за себя. (М Ганди)
12) Делать счастливыми других – самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным в этом мире – значит заботиться о счастье себе подобных. (Поль Андри Гольбах)
10. Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
11. Итог урока. Какой этап работы над сочинением показался вам наиболее трудным? Как ты вышел из затруднительной ситуации?
12. Домашнее задание. Сочинение по заданному тексту.
Примерное сочинение:

Автор предложенного для анализа текста, отец Кирилл, ставит вопрос о роли духовного общения в построении человеческого счастья.
Проблема, затронутая автором, несомненно, актуальна, поскольку современный человек, часто отдавая предпочтение материальным ценностям, недопонимает и недооценивает значения духовного контакта в своей жизни.
Автор считает, что истинное сближение людей происходит на уровне внутреннего человеческого мира, то есть души. Сближаясь с кем – то, мы отдаём ему часть своей души, уступаем частичку своего внутреннего пространства, после чего этот другой становится частью нашего внутреннего «Я».
Отец Кирилл считает, что только сближение через самоотдачу делает людей счастливыми, обогащает их внутренне. Причём больше получает тот, кто отдаёт, чем тот, кто принимает, ибо отдающий устанавливает «такой контакт, ценнее которого, пожалуй, ничего нет на свете». Этот контакт и есть залог человеческого счастья.
Главная мысль текста состоит в том, что счастье человека строится вопреки логике физиологических инстинктов - как самоотдача себя другому и духовное общение с ним.
Думается, что автор прав, утверждая главенство духовного общения в человеческих отношениях.
Приведём примеры из литературы, подтверждающие высказанную мысль.
Обратимся к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа – Раскольников - после совершения убийства впадает в мрачную депрессию, начинает мучиться и страдать, причём его мучения смешаны с ненавистью ко всем людям, включая мать и сестру, которых он не желает более видеть. Спасает же его от гибели Соня Мармеладова, пожалевшая и полюбившая Раскольникова. Именно Соня, разделившая целиком участь Раскольникова – убийцы и человеконенавистника,- становится для него истинным светом и источником очищения. Находясь с Раскольниковым на каторге, Соня читает ему Евангелие, не воспитывает его, она его просто любит и верит в его возрождение, забывая о себе. Эта любовь и вера воскрешают героя, открывают для него горизонты новой жизни и возможность счастья.
Откроем другое замечательное произведение – роман И.С.Тургенева «Накануне». Главной героиней в нём является замечательная русская девушка Елена Стахова. Случилось так, что Елена полюбила болгарского студента, обучающегося в Москве – Дмитрия Инсарова. Инсаров собирался оставить Россию и ехать на родину, чтобы принять участие в борьбе народа Болгарии против турецкого ига. Елена готова разделить участь своего возлюбленного даже тогда, когда он, уже смертельно больной, покидает Россию. Цель жизни Инсарова становится её целью, поэтому она после смерти возлюбленного намерена продолжать его работу и. если нужно, погибнуть. Конец романа, как мы знаем, трагичен: в течение пяти лет родные не получают от Елены никаких известий, её след совершенно потерян. Возникает вопрос: нужна ли была эта жертва? Для чего молодая, красивая девушка пожертвовала жизнью, семейным уютом, достатком? Ответ очевиден. Эта жертва была нужна, поскольку в душе Елены жила горячая любовь к Инсарову и готовность самоотречения.
Самоотверженная любовь возвеличивает образ человека, поднимает его над обывательским сознанием и подтверждает мысль о том, что готовность «положить душу свою за други своя» делает человека человеком и является залогом подлинного счастья.

План урока по русскому языку в 10 классе.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по заданному тексту»
Цель урока: формирование лингвистической и коммуникативной компетенций; совершенствование навыков связной речи, навыков композиционного оформления сочинения, формирование умений доказывать свою точку зрения, обозначать проблему, а также совершенствовать правописные навыки.
Круг вопросов: тема, проблема, авторская позиция, своя позиция, комментарий текста, аргументы, вывод. Оборудование: раздаточный материал, тетрадь - памятка, папка при подготовке к ЕГЭ.
Ход урока:
Орг. момент.
Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы будем продолжать совершенствовать навыки связной речи, навыки композиционного оформления сочинения, формировать умения доказывать свою точку зрения, обозначать проблему, а также совершенствовать правописные навыки.
1.Знакомство с текстом.
2. Работа над текстом:
1. Определите тему текста ( о труде человека).
2. Чтобы правильно определить проблему, запишите 5 ключевых слов. ( труд, совесть, распоряжение своей жизнью, труд для удовлетворения собственных амбиций)
4.. Обозначьте проблему и запишите её. (активное созидание добра, труд на благо общества и окружающих людей, смысл человеческого труда, как должен жить человек, чтобы его жизнь была достойной )
5. Составьте предложение об актуальности проблемы.
Проблема, затронутая автором, несомненно, актуальна, поскольку современный человек часто искажает цель человеческой деятельности.
6. Составьте план из 6 назывных предложений.
1. Награда великого волшебника.
2.Разгульная жизнь старшего брата.
3. Поведение среднего брата.
4. Достижения младшего брата.
5. Остановка часов.
6. Изречение мудреца.
6.Составьте вопросительные предложения.
1.Чем наградил братьев великий волшебник Труд?
2. Как проводил время старший брат?
3.Чем занимался средний брат?
4. Чему посвятил свою жизнь младший брат?
5.Почему остановились часы у всех трёх братьев?
6.Как следует понимать изречение мудреца?
7. Напишите комментарий к тексту.
8. Итог урока. Какой этап работы над сочинением показался вам наиболее трудным? Как ты вышел из затруднительной ситуации? Какие трудности испытывали ваш сын или дочь, ваш подопечный?
9. Домашнее задание. Сочинение по заданному тексту.
1.Для себя трудиться – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.

Сравочник
Определите тему текста ( о труде человека).
Чтобы правильно определить проблему, запишите 5 ключевых слов:
( труд, совесть, распоряжение своей жизнью, труд для удовлетворения собственных амбиций)
4.. Обозначьте проблему и запишите её. (активное созидание добра, труд на благо общества и окружающих людей, смысл человеческого труда, как должен жить человек, чтобы его жизнь была достойной)
5. Составьте предложение об актуальности проблемы.
Проблема, затронутая автором, несомненно, актуальна, поскольку современный человек часто искажает цель человеческой деятельности.
6. Составьте план из 6 назывных предложений.
1. Награда великого волшебника.
2.Разгульная жизнь старшего брата.
3. Поведение среднего брата.
4. Достижения младшего брата.
5. Остановка часов.
6. Изречение мудреца.
7.Составьте вопросительные предложения.
1.Чем наградил братьев великий волшебник Труд?
2. Как проводил время старший брат?
3.Чем занимался средний брат?
4. Чему посвятил свою жизнь младший брат?
5.Почему остановились часы у всех трёх братьев?
6.Как следует понимать изречение мудреца?