Программа по географии для студентов 1 курса по профессии продавец, контролер-кассир
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФия разработана в соответствии с Приказом № 1089 от 05.03.2004 года и на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии, примерных программ для профессий и специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей: 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий техникум общественного питания»
Разработчики:
Т.А. Головкова преподаватель географии и биологии
.
Рекомендована Методическим советом ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания
Заключение Методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ осуществляется в структуре основной профессиональной образовательной программы:
изучение дисциплины осуществляется в рамках социально-экономического цикла.
1.3. Цели учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины Биология направлено на достижение следующих целей:
1) освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
2) овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
4) воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
5) использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
6) нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
7) понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич-
ной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии
в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате освоения учебной дисциплины на базовом уровне студент должен
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
знать:
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 72 часов;
самостоятельной работы студента - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия (географические исследования)
22
Самостоятельная работа студента (всего)
36
в том числе:
Выполнение домашних заданий
Подготовка сообщений и рефератов
Подготовка презентаций
Работа с дополнительными источниками информации
12
8
8
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины география
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Современные методы географических исследований. Источники географической информации.
2
1
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
2
Самостоятельная работа студентов:
Проработка лекционного материала и дополнительной литературы, работа с интернет ресурсами для поиска информации.
2
3
Тема 2.
Политическое устройство мира.
4
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
2
1, 2
Практические работы:
П.р.1 Формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа и интернет ресурсами для поиска информации.
2
3
Тема 3.
География мировых природных ресурсов.
4
Взаимодействие человечества и природы2°. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
4
1, 2
Самостоятельная работа студентов.
Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации.
2
3
Тема 4
География население мира.
6
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
4
1, 2
Практические работы:
П.р.2 Анализ размещения и структуры населения стран мира.
2
2
Самостоятельная работа студентов.
Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации.
4
3
Тема 5.
Характеристика и география мирового хозяйства.
18
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
14
1, 2
Практические работы:
П.р.3 Анализ размещения отраслей промышленности и с/х.
П.р.4 Географические особенности развития мирового транспорта.
2
2
2
Самостоятельная работа студентов.
Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций.
6
3
Тема 6.
Характеристика и география регионов и стран мира.
30
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
20
1, 2
Практические работы:
П.р.5 Характеристика Великобритании.
П.р.6 Характеристика Индии.
П.р.7 Административно-территориальное устройство США и Канады.
П.р.8 Характеристика Бразилии.
П.р.9 Характеристика Австралии и Океании.
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа студентов.
Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций. Работа на к/к.
12
3
Тема 7.
Россия в современном мире.
4
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
2
1, 2
Практические работы:
П.р.10 Место России в современном мире.
2
2
Самостоятельная работа студентов.
Работа с картами атласа, таблицами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций и картосхем.
4
3
Тема 8.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
4
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных
проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
1
1,2
Практические работы:
П.р.11 Анализ и пути решения глобальных проблем человечества.
2
2,3
Самостоятельная работа студентов.
Работа с дополнительными источниками информации для написания реферата.
4
3
Итого (всего/аудиторно)
108/72
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Изучение учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- оборудованное рабочее место преподавателя
- посадочные места по количеству студентов
- политическая карта мира
- технические средства обучения: ноутбук, проектор, презентации к урокам.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов
Основные источники:
Е.В. Баранчиков. География. Базовый уровень: учеб. для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М. «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира».– М., 2005.
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира».
10 кл. – М. «Дрофа», 2005.
Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008.
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО. – М., 20005.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 1011 классы. М.: 2014.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Учащийся должен знать:
*основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
*особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
*численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
*географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
*особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Учащийся должен уметь:
*определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
*оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
*применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
*составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
*сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни:
*выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
*нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
*понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
пятибалльная система оценки знаний
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
письменный фронтальный контроль,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
самоконтроль
самоконтроль
самоконтроль
самоконтроль
Разработал:
ГОБПОУ «ЛТОП» преподаватель Т.А.Головкова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ЭКСПЕРТ
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
13PAGE 15
13PAGE 14815
13PAGE 15
13PAGE 141615
Заголовок 1Заголовок 215