Конспект урока по чтению А.Барто Жук 
Открытый урок по литературному чтению.
Тема: А. Барто «Жук»
Орг. момент (1 мин)  
Кем-то придумано просто и мудро 
Утром здороваться «Доброе утро!» 
Доброе утро солнцу и птицам 
Доброе утро приветливым лицам!
Минутка чтения (1 мин)
Мотивация к учебной деятельности.
 
Ребята, я для вас приготовила загадки. Отгадайте их, пожалуйста.
(Слайд 2) Тонко-тонко запищит
И куснёт до боли.
Восвояси улетит,
Как напьётся крови. (Комар)
(Слайд 3) Кто летит, как вертолёт?
Чей стремительный полёт?
Чьи огромные глаза?
Это чудо - ...    (Стрекоза)
(Слайд 4) Он живёт в семье большой,
Тащит всех к себе домой:
И личинку, и жука,
Муху или паука.
Нет его в труде шустрей –
Это рыжий …  (Муравей)
(Слайд 5) Нам сыграет вечерком,
Сидя под своим листком,
Лишь возьмётся за смычок,
Этот музыкант - … (Сверчок) 
-Хорошо! Комар, стрекоза, муравей, сверчок - как можно назвать одним словом всех этих животных? (Насекомые)
-Верно, а кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног, у некоторых есть крылья)
-Совершенно верно!  Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня урок литературного чтения начали именно с разговора о насекомых?     
  -  Действительно, тема нашего урока - знакомство со стихотворением об одном из  насекомых.. А вот о ком, вы узнаете, разгадав мою последнюю загадку. 
 (Слайд 6) Чёрен, а не ворон,Рогат, а не бык,С крыльями, а не птица. (Жук)
- Как догадались, что это жук?
- Каких вы знаете жуков? (Майский жук, жук-плавунец, колорадский жук…)
-Существует большое количество жуков, вот некоторые представители из них. 
(Слайд 7) Восточный майский жук
(Слайд 8) Жук-плавунец
(Слайд 9) Жук-олень (или рогач)
(Слайд 10) Колорадский жук
-Ребята, а как разговаривает  жук? (Ж-ж-ж-ж-ж) 
-Кто догадался, про кого же наше произведение? (про жука)
-Верно! Это произведение про жука. Оно так и называется «Жук». А написала его -- Агния Львовна Барто. Знакомьтесь.  (слайд 8).  Родилась эта замечательная поэтесса в городе  Москве очень давно. Сейчас бы ей было  108 лет. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами со своими стихами, писала произведения для газет. В конце войны Барто пережила большое горе - погиб ее сын. Но она  не перестала писать стихи для детей и о детях, которых очень любила, верила в их доброту и душевную чуткость. - Возможно, вы сможете это почувствовать (любовь, доброту, чуткость), если внимательно послушаете ее стихотворение. 
-Лягте на парту, закройте глазки, приготовьтесь слушать.  Постарайтесь представить  героев этого стихотворения. 
4) Первичное восприятие произведения и работа над содержанием.
- Чтение стихотворения учителем.
- Просыпайтесь. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- А какое настроение оно у вас вызвало? (Сначала радость, потом печаль…)
-Назовите героев этого стихотворения. (Девочка, жук) А почему вы решили, что это девочка? (Нашла) 
-Откройте учебники на стр. 102
- А теперь попробуйте прочитать стихотворение самостоятельно. 
- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение. Один читает, а второй следит внимательно глазками.  
-(Спроси 1, 2 пары.)
-Хорошо! А сейчас давайте отдохнем. Встаём.
Физминутка-Понравилось ли вам самим читать это стихотворение? Легко ли было это делать? А соседу по парте понравилось то, как вы ему читали?  
5) Работа со стихотворением (продолжение) над выразительность
- Ребята, чтобы понравилось прочтение самому и окружающим, этому нужно учиться. Поэтому цель нашего урока – научиться выразительному и красивому чтению стихотворения. А что значит научится читать выразительно? (Ответы детей)
-Читать громко, без ошибок не всегда самое главное. Важно  учиться читать стихотворение красиво: (Слайд 12) 1. соблюдая логические паузы, 2. правильно выбирая темп чтения, 3. соблюдая нужную интонацию, 4. уметь владеть своим голосом, 5. стараться передавать  им настроение и чувства героя.  
-Сейчас мы с вами попробуем научиться красоте чтения  стихотворения А.Барто. 
-Прочитайте первые 4 строки этого стихотворения. (Читают) 
-Как вы считаете, как их нужно читать? (Громко-тихо, быстро-медленно, спокойно…) 
-Кто готов попробовать это сделать? (Читают) 
- Не плохо! Прочитайте следующие 4 строки. 
-Как вы считаете, как эти строчки  нужно читать? (Радостно, удивленно) 
-Чему удивляется девочка?
- Можно ли назвать девочку наблюдательной? (Да)
-Обратите внимание, там есть слова героини. Зачитайте их. (Читают) 
-Давайте попробуем прочитать эти 4 строки вместе. Давайте встанем, представим летний день, у нас на ладошке сидит самый настоящий жук, у которого 6 лапок, 2 глаза, трещинка на спинке. Ребята, а кто знает, откуда у жука  трещинка на спинке? (Это жук сложил крылышки просто)
-А вот теперь читаем вместе? (Я читаю вместе с детьми)
-Получилось у нас передать удивление героини? (Ответы детей)
-Кто помнит, что произошло в стихотворении дальше? (Жук упал, нос измазал, улетел…)
-А как себя почувствовала девочка? (Грустит…) 
-Прочитайте эти последние 4 строки, передавая своим голосом настроения и переживания героини?  (Читают)
-Кто готов прочитать вслух? (1,2 ученика)  
-Пока мы учились читать стихотворение, к нам на урок прилетели самые настоящие летние, белые облака. Им очень хочется узнать, кто из вас на уроке был самым внимательным. (К доске подхожу, переворачиваю облачка) Облака-то не простые, на них подсказки. А помогут они только тому, кто правильно ими сможет воспользоваться. Кто из вас помнит, как нужно читать первые 4 строчки стихотворения? (Спокойно) Следующие 4 строчки? (Радостно, восхищенно) А последние 4? (Грустно, огорченно)  
-Учитывая все это, прочитайте про себя еще раз это стихотворение.
-Кто желает прочитать это стихотворение вслух? (Читают)  
Далее слушается выразительное чтение тремя-четырьмя учащимися стихотворения А.Л. Барто «Жук». Дети отмечают ошибки, которые были допущены при выразительном чтении. (На доску вывешиваю солнце, и проанализируем, понравилось ли ему прочтение?) 
Работа с рисунком. 
- (Слайд 13) Солнышку очень понравилось, как вы научились читать стихотворение А.Барто «Жук» и на память об этом уроке дарит каждому по цветочку. А что это за цветочек? (Ромашка) А почему именно ромашку вам дарит солнышко, как вы думаете?  
-А на ваших ромашках можно найти жука? (Нет)
-А как сделать так, чтобы жук нашелся у каждого из вас? (Нарисовать) 
(Включается фоном музыка)
7) Самооценка.
Выставка рисунков (если есть время!!!!)
Обратная связь (Стикеры)
-Я доволен своей работой, у меня все получилось – поднимите оранжевую  ромашку.
-Я старался, но не все получилось – салатовую ромашку.
-Я не доволен своей работой, у меня мало, что получилось – розовая ромашка. 
-Я не могу оценить свою работу – желтая ромашка.
8) Рефлексия. Итог урока
-Ребята, мы ставили перед собой цель научиться красиво читать стихотворение. Как вы думаете, мы достигли соей цели? (Да)
-Понравился вам урок?
 -Что вам понравилось на уроке? 
-Что вам  запомнилось больше всего?
-Ребята, как вы думаете, зачем А.Барто написала для вас это стихотворение? (Внимательное, бережное отношение к животным, наблюдательность…)
Чтение стихотворения хором всеми учащимися. (Если время осталось!!!)
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, дорисовать рис.