Технологическая карта к уроку истории России в 6 классе Начало удельного периода. Княжества Южной Руси по учебнику » И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова


6 класс, история России. Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII в. (6 часов)
Урок № 26. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси (§ 13)
Дата проведения урока: 12. 12. 2016
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о причинах и последствиях раздробленности Древнерусского государства; выделить особенности типов государственности в удельный период.

Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые
образовательные
результаты Предметные: Осмысливать опыт российской истории, как части мировой истории.
Приобретать опыт историко- культурного, цивилизационного подхода к оценке современных глобальных процессов.
Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
Метапредметные:
Познавательные: анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам
Деятельность
обучающихся Давать определения понятий: удельный период, политическая раздробленность. Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период.
Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами.
Образовательные
ресурсы 1) «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016
2)Презентация, созданная учителем «Начало удельного периода. Княжества Южной Руси»
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание темы Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами.
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формы организации со- взаимо- действия на уроке
Планируемые результаты
Формы
контроля
предметные
формируемые умения (универсальные учебные действия)
1
2
3
4 5 6
7 8
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Фронтальная Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности II. Актуализация знаний Учитель просит вспомнить название темы, которую закончили изучать, какой период она охватывала. Называют предыдущую тему, какой период она охватывала. Фронтальная
Познавательные: анализируют и осознают факты и явления III. Постановка учебных задач
Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи, обращает внимание на терминологию, хронологию, личностей, основной вопрос урока Формулируют учебные задачи Фронтальная Называют хронологические рамки периода Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи Тезисный план
IV. Изучение нового материала
1. Причины распада Древней Руси. Презентация по теме Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
1. Учитель, опираясь на схему, объясняет причины раздробленности Древнерусского государства
2. По ходу объяснения учитель ставит опережающие вопросы и задания:
1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?
2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»?
3. Дайте определение понятия «натуральное хозяйство».
4. Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?
5. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого?
Учитель отмечает, что с годами род княжеский умножился и определить старшинство было очень трудно.
Такая ситуация приводила к многочисленным усобицам. Так же князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вставал вопрос: каким образом определять «свои» земли? Учащимся предлагается вспомнить, как князья «кочевали» по землям и городам Древнерусского государства в соответствии с порядком старшинства.
Слушают учителя, ведут записи в тетради, отвечают на вопросы Фронтальная Понимают смысл понятий и терминов Познавательные: анализируют и осознают факты и явления
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию Записи в тетради
2. Три типа государственности в удельный период.
Работа с учебником Работа с учебником с. 92-93, отвечают на в. с. 93 Комментированное чтение учебника Фронтальная Называют 3 типа государственности в удельный период Познавательные: анализируют и осознают факты и явления
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию Аргументированные
ответы
3. Княжества Южной Руси
Работа с учебником Работа с учебником с. 93-94, отвечают на в. с. 95, работа с презентацией Комментированное чтение учебника Фронтальная Называют особенности правления в Галицко-Волынском княжестве Познавательные: анализируют и осознают факты и явления
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию Аргументированные
ответы
4. Южная Русь и Степь.
Работа с картой Учащимся предлагается вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половецкими ордами.
Внимание учащихся обращается к карте. Далее учитель отмечает, что в период правления Владимира Мономаха Русь сдерживала напор кочевников, но при его детях и внуках в условиях раздробленности государства набеги половцев, а также их участие в качестве приглашенной военной силы князей в борьбе друг с другом приносили много бедствий населению, особенно приграничной со Степью полосы.
Вопрос: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств близкое соседство с половцами? Учитель отмечает, что в результате население южных земель переселялось на северо-восток. Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества.
Упоминается «Слово о полку Игореве» и иллюстрация с. 96 Слушают учителя, ведут записи в тетради, отвечают на вопросы
Работают с картой с. 91 Фронтальная Понимают смысл понятий и терминов, показывают по карте направления походов половцев, анализ иллюстацииПознавательные: анализируют и осознают факты и явления
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию Записи в тетради
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Дискуссия Как вы думаете, раздробленность имела положительное или отрицательное значение для русских земель? Формулируют ответы, приводят примеры Фронтальная Проводят доказательство тезиса, Познавательные:
строят логическое рассуждение.
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию Аргументированные
ответы
VI. Итоги урока. Рефлексия Беседа Что мы изучали сегодня на уроке?
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Каким образом вы их преодолели?
Что в новом материале вас заинтересовало?
-Как вы оцениваете свою работу Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние Фронтальная Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние. Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание §13 читать, отвечать на вопросы Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Причины раздробленности Древнерусского государства