РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-х классов «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ».

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы ________ Л. Н. Потрусова
_____________________ Камаева И.Н.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
для обучающихся 9-х классов
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»




Составитель:
Шарова Л.Б.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории




2015-2016 учебный год.



Аннотация.





Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.
Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ГИА.



















Пояснительная записка


Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).


Предметным результатом могут быть:

орфографический диктант;
тест по орфографии;
работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.



. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.


Учебно-тематический план
программы элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9-ых классов «Секреты орфографии».







Содержание разделов и тем
Количество
часов
Виды деятельности
учащихся


По плану
Фактически




1.


10 неделя
09.11.15-14.11.15

Принципы русской орфографии и разделы русской орфографии:
- правописание морфем;
-слитные, дефисные и раздельные написания;
- употребление прописных и строчных букв
-перенос слова.
Принцип единообразного написания морфем.
Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Орфограммы в корне слова.

1


Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Наблюдения над основными принципами русской
орфографии.
Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.
Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».


2-3.
11 неделя
16.11.15-21.11.15-
12 неделя
23.11.15-27.11.15


Фонетический и морфологический принцип написания приставок. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

2
Наблюдения над особенностями фонетического принципа написания приставок (приставки на –з,-с) Анализ правописания данных слов; орфографический разбор. Составление таблиц, схем.


4.
13 неделя
30.11.15-05.12.15

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

1
Составление обобщающей таблицы,под-
бор примеров на данное правило.


5.
14 неделя
07.12.15-12.12.15

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

1
Наблюдения над условиями правописания Ы-И после ц. Выборочный диктант; орфографический разбор.

6-7.
15 неделя
14.12.15-19.12.15-
16 неделя
21.12.15-26.12.15

Н и НН в разных частях речи.

2
Наблюдения при правописании н-нн в разных частях речи., обобщения. Условия выбора правописания данной орфограммы.

8-9.
17 неделя
28.12.15-16.01.16-
18 неделя
18.01.16-23.01.16

Правописание НЕ с разными частями речи.

2


Грамматико-семантический анализ, составление алгоритма. Подбор примеров на данное правило,синонимов,антонимов.
Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.


10.
19 неделя
25.01.16-30.01.16

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

1
Сообщения обуч-ся по данной теме.; классификационно-
обобщающая работа.


11.
20 неделя
01.02.16-06.02.16

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

1
Орфографический анализ
текста.

12.
21 неделя
08.02.16-13.02.16

Зачетная работа.

1
Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.





Итого:
12




ЛИТЕРАТУРА



Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.

4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,
2004.

Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся
7-8 классов. – М., 1984.

9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии
и пунктуации. – СПб, 2003.

16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из
опыта работы. – М., 1982.

17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315