Рабочая программа элективного курса по русскому языку Секреты орфографии для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты орфографии" для 10 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г. рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
№
число
тема
Формы учебной деятельности
Вид контроля
Опознавательные признаки орфограмм.
Лекция с элементами беседы
·О°Проверочная работа
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
Практикум
Словарный диктант
Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением.
Лекционно-практическое
Тест
Корни с чередованием гласных, проверяемые значением слова.
Лекционно-практическое
Тест
Гласные в приставках.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Безударные гласные в приставках Пре-При.
Составление опорных таблиц
Комментированный диктант
Буквы Ы-И после приставок.
Работа по тексту
Проверочная работа
Суффиксы существительных, прилагательных
Работа с карточками
Самоконтроль
Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении.
Исследовательская работа по тексту
Объяснительный диктант
Суффикс О-А в наречиях.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Лекционно-практическое
Проверочная работа
Безударные гласные в окончаниях глаголов.
Практикум
Самостоятельная работа
Правописание безударных гласных между основами.
Работа по тексту
Объяснительный диктант
Буквы И-Ы после Ц.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц.
Практикум
Тест
Правописание согласных в корне.
Практикум
Диктант
Правописание согласных в приставках.
Работа с карточками
Самоконтроль
Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК
Работа в парах
Взаимоконтроль
Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий.
Работа по вариантам
Тест
Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях.
Работа по тексту
Комментированное объяснение
Употребление Ъ
Практикум
Взаимоконтроль
Правописание Ь в различных частях речи.
Составление опорных таблиц
Объяснительный диктант
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е.
Работа по вариантам
Тест
Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Правописание НЕ с причастиями.
Практикум
Тест
Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ.
Работа по тексту
Комментированное чтение
Слитное и раздельное написание служебных слов.
Практикум
Проверочная работа
Слитное и раздельное написание наречий.
Слитное написание наречий.
Лекционно-практическое
Тест
Раздельное написание наречий
Лекционно-практическое
Словарный диктант
Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.
Работа по карточкам
Самоконтроль
Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями.
Практикум
Проверочная работа
Обобщение материала по орфографии.
Подготовка к контрольному тестированию
Контрольное тестирование
Список литературы
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. М., 2002, 20032004
Львова С. И. Словообразование занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 811 классов. М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. М., 2004.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 89 классы: Пособие для учителя. М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 1011 классы: Пособие для учителя. М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. М.,1996.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). 2-е изд. М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. 4-е изд. М., 1999.
15