Доклад на тему РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ADOBE PHOTOSHOP)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ
ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ADOBE PHOTOSHOP)
Цели обучения школьному курсу информатики за годы существования данного предмета претерпевали значительные изменения. В восьмидесятых основной упор делался на развитие алгоритмического мышления учащихся путем приобретения ими начальных знаний из области программирования. Девяностые требуют уже совершенно иного специалиста - квалифицированного пользователя, подготовка которого становится возможной при изучении компьютерной технологии. Однако уровень компьютеризации современного общества предполагает подготовку не только программистов, умеющих разрабатывать актуальные программы, и пользователей, умеющих работать с наиболее известными программными продуктами, но и более узких специалистов, отлично знающих и умеющих работать с программным обеспечением в своей предметной области. Для обучения таких специалистов в школе создаются профильные курсы по информатике.
В последнее время возрастает потребность общества в художниках и дизайнерах, которые могли бы максимально эффективно создавать свои работы с помощью профессиональных графических редакторов, предназначенных для работы как с векторной, так и растровой графикой. Как правило, при разработке профильных курсов, ориентированных на освоение учащимися векторных редакторов, я предполагаю, что на протяжении всего курса ученики будут создавать собственные рисунки, используя все более и более сложные графические примитивы, заливки, способы компоновки элементов и т.д. Подобные курсы не только помогают глубоко освоить функции редактора, но и развивают творческую активность учеников, стимулируют творческий поиск. Конечно, для будущих дизайнеров или художников, то есть людей, способных создавать законченные композиции «с чистого листа», не найти лучшего способа освоения графического редактора, кроме изучения новых возможностей применительно к своим все время усложняющимся работам. В то же время многие склонны рассматривать растровые редакторы, в том числе и популярный Adobe Photoshop, только как средство обработки изображений, исправления цветовой гаммы, ретуширования, кадрирования, избавления от несущественных деталей и т.д., что, по сути, исключает или сводит к минимуму творчество учеников в процессе прохождения курса. Конечно, в основном растровые редакторы предназначены для работы с ранее созданными изображениями, но изучение программных продуктов данного класса становится гораздо менее интересным при таком сугубо техническом подходе по сравнению с изучением векторных редакторов, что снижает также и уровень усвоения материала.
Во избежание подобного эффекта я предлагаю профильный курс по Adobe Photoshop, целью которого является обучение созданию коллажей - законченных композиций, в которых сочетаются элементы других самостоятельных изображений, - с использованием всех доступных функций редактора. Уже в самом начале курса ученикам демонстрируются работы мастеров жанра, на примере которых объясняется, из каких элементов состоит тот или иной коллаж, как они объединены в единое целое и т.д. В процессе прохождения курса ученики создают собственные коллажи, изучая возможности графического редактора Adobe Photoshop.
Как показывает практика, создание первых коллажей возможно уже при изучении темы «Выделенная область», то есть в самом начале курса. Используя различные инструменты выделения, ученики могут «собрать воедино» два-три элемента разных изображений, сделать подпись и получить вполне законченную работу. В дальнейшем, при изучении тем «Слои» и «Маски», работы учеников носят все более сложный характер и состоят из большего числа элементов, а после изучения темы «Спецэффекты» коллажи становятся почти профессиональными.
Особую роль в разработке курса, имеющего подобную цель, играет подбор материала для работы учеников: в начале курса для создания коллажей требуются четкие задания и изображения, прошедшие некоторую предварительную обработку («проверку на совместимость»), в то время как в конце курса ученикам достаточно только выбрать тему работы и иметь под рукой большой набор разноплановых изображений.
В результате изучения данного курса ученики узнают основные функции редактора Adobe Photoshop, имея при этом возможность проявлять свой творческие способности. Помимо этого в данный курс я включила материалы по композиционному строению коллажа и психологическому восприятию, что добавило ему практической направленности.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15