проект Сказки народов Севера
Руководитель проекта: Корякина Т.А.Вид проекта: творческо-информационный.Тема проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида « Чуораанчык» с.Кюсюр МО « Булунский улус (район)» РС(Я)
Цель проекта:- Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Северная сказка».- Приобщение детей к культуре Севера, к традиционному образу жизни на севере. Развитие эмоционально-ценностного отношения к северным сказкам. - РАСШИРИТЬ И УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О СКАЗКАХ, ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К НИМ. Задачи проекта: - учить оценивать поступки сказочных героев, дать возможность побывать в роли персонажа, подействовать, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя. - Расширить представления о северных сказкахПознакомить с северными играми ,способствующих воспитанию патриотизма, самым главным выступает национальная культура, в том числе культура семейного лада.Образовательные:Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности; Способствовать воспитанию в детях выносливость, закалку, сноровку. Развивающие: В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи. Воспитательные: Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким; Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливостиРазвивать монологическую, диалогическую и связную речь детей.
Актуальность: Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о северных сказках .Познакомить детей с национальными праздниками, играми , особенностями их празднования с целью знакомства с Северными традициями.
Участники проекта Сегодня наша жизнь до краев наполнена событиями, срочными делами, потоком информации. Мы уже с трудом можем остановиться и вспомнить о культурных истоках своего народа, о его самобытной мудрости, которая черпалась непосредственно из окружающей человека природы. Северные сказки являются именно тем , что позволяет детям, и взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе взглянуть на окружающую нас жизнь.в этих сказках очень точно выражена мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты характера неприемлемы для северного человека, который все блага жизни берет от природы своим трудолюбием и смекалкой
Сказка - это социальная память народа.Для ребенка немаловажен вопрос «Кто я? Откуда? И какого рода, племени?».Сказка погружает в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни. Приобщение к культуре народов севера проходит успешно лишь тогда, когда ребенок с детства имеет возможность восприятия родной национальной Культуры. Суровый край формировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу , к старшим. Одно из важных народных воспитательных традиций было уважение к соседям, к членам семьи, к окружающему миру.Особое значение для воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству – сказки, легенды. Через сказки дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, праздниками.Сказки имеют большое значение в нравственно- эстетическом , трудовом и в эстетическом воспитании детей. . Сказка воспитывает эстетическое отношение к действительности. Северные сказки традиционно делятся на волшебные , бытовые, о животных, этиологические.
Почему у песца только кончик хвоста черныйОбида БайанаяСсора куропатки и щукиОлень и нарты Как одна женщина зашила глаза мышкеСтаруха медведица
Бытовые сказки:Идеи бытовых сказок были направлены против социального гнета . Сюжеты этих сказок весьма занимательны, полны разных нравоучений. В этом заключается реализм бытовой сказки и ее большая познавательная ценность.Сказки о животных.Обычно они не велики по объему. Ее героями являются животные, которые наделяются разумом, даром речи. На персонажей переносятся различные черты человеческого характера : верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. В сказках о животных отразилась мораль трудового человека, они развлекательны и нравственны.
Волшебные сказки:В них элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе простых людей с чудовищами, но характер, облик персонажей – национальный. Их образы показывают скромный уклад жизни, стойкость, честность, правдивость народа. Умом хитростью, правотой они превосходят своего врага и торжествуют после долгих тяжелых испытаний.
1 этап Накопление знаний.Воспитатель + дети. Тематические беседы, рассматривание иллюстраций по данной теме, чтение художественной литературы, Знакомство со сказками.
2 этап. Практический.Воспитатель + дети.- разгадывание загадок.- Игры «Угадай из какой сказки», «Доскажи словечко».- Обыгрывание сюжетов из сказок.
Создание Альбома с детскими рисунками по северным сказкамЛепка по сказке
Аппликация по сказке «Как звери и птицы достали Солнце».Коллективная работа «Как звери и птицы достали Солнце».
«Как звери и птицы достали Солнце» 3 этап. Завершающий.Воспитатель + дети + родители.
Выставка поделок по Северным сказкам.
Спасибо за внимание.