Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания — моделирование.
МКУ «Управление образования»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железногорский кадетский корпус»
Проект образовательной программы факультативного курса «Великие битвы » на основе метода познания - моделирование.
Область: история
Автор: Клюева Екатерина Николаевна-учитель истории
г. Железногорск 2016
Проект образовательной программы 6 класса факультативного курса «Великие битвы», КГБОУ «Железногорский кадетский корпус», является дополнением к базовым курсам основного общего образования по истории.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем,
что она направлена на становление исследовательской компетентности, на занятиях используется метод познания - моделирование.
Программа создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления, формирования функциональной грамотности в процессе разных видов интеллектуальной деятельности. Работа с разнообразными материалами позволит воспитанникам развить навыки отбора и анализа новой для них информации и построения на этой основе собственных гипотез.
Хронологические границы изучаемых битв XIII - XX вв. В содержание включены битвы различных эпох, которые непосредственно влияли на ход мировой истории.
Цель программы: формирование (развитие, создание условий) у обучающихся основ учебно-исследовательской деятельности.
Добиться реализации этой цели возможно путем решения следующих задач:
расширение и углубление знаний по истории великих битва, знакомство с великими полководцами, военными стратегиями, оружием, военной терминологией и тактикой ведения боя;
развитие навыка самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с историческими источниками;
освоения различными техниками сбора и обработки научной информации;
развить исследовательские способности учащихся;
создать условия для реализации полученных исследовательских навыков через организацию собственного исследования.
Программа направлена на овладение умениями:
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия военной науки;
оценивать действия субъектов с точки зрения военной стратегии;
моделировать ход той или иной битвы;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, Интернетом для поиска информации;
работать в коллективе (индивидуально и по группам), соблюдать законы и традиции коллектива;
оформлять исследовательскую работу в форме: дневник полководца, энциклопедия кадета.
Формы организации включают как теоретические, так и практические занятия, но больше носят деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основу организации занятий положен гендерный подход, так как все кадеты – мальчики и юноши, а также личностно-ориентированный подход к обучению. Гендерный подход к процессу обучения подразумевает включение воспитанников в активные виды деятельности на уроках, а именно: мозговой штурм, ролевая игра, проектная деятельность.
Программа «Великие битвы» включает в себя следующие направления:
Из истории битв;
Предметно-игровая деятельность;
Организация коллектива;
Учебно-исследовательская работа.
В зависимости от конкретных задач, решаемых в рамках каждого из разделов, используются различные формы занятий, однако, учитывая общую целевую ориентацию программы, и то, что основную часть учебного времени (более 75 %) занимает практическая деятельность, центральное место отводится специальным, игровым формам: игра-стратегия, историческое моделирование, работа с текстовыми оболочками, посещение виртуальных музеев по заданной теме. Хотелось бы привести пример календарно- тематического планирования данного курса.
Таблица 1.1
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие/ введение в учебно- исследовательскую деятельность; знакомство с методом моделирования;
1
1
2
2
Битва на р. Калке/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца;
1
2
3
3
Невская битва/развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;
1
2
3
4
Ледовое побоище/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;
1
2
3
5
Битвы Столетней войны в контексте исторического моделирования/ проект битвы/выдвижение гипотезы, индивидуальная работа обучающихся над собственным учебным исследованием; консультации педагога (индивидуальная и групповая работа) Защита учебно-исследовательских работ учащихся; анализ деятельности;
-
2
2
6
Куликовская битва/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/выдвижение гипотезы, ведение дневника полководца/ ролевая игра;
1
1
2
7
Полтавская битва/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;
1
1
2
8
Бородинское сражение/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ создание макета исторического костюма;
1
2
3
9
Греко-персидские битвы/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;
1
1
2
10
Блокада Ленинграда/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;
1
1
2
11
Курская дуга/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации; переписка с военно-патриотическим центром города Поныри – территория, где непосредственно проходили военные действия;
1
2
3
12
Сталинградская битва/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;
1
1
2
13
Битва за Москву/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;
1
1
2
14
Битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в контексте исторического моделирования/ проект битвы/выдвижение гипотезы, индивидуальная работа обучающихся над собственным учебным исследованием; консультации педагога (индивидуальная и групповая работа) Защита учебно-исследовательских работ учащихся; анализ деятельности, Защита учебно-исследовательских работ учащихся; оформление презентации, подготовка учащихся к защите своих исследований.
-
4
4
Метод познания – моделирование, направлен на творческую переработку информации для создания нового целого. Моделями данного метода могут служить: схема битвы, схема текста, таблица, диаграмма и т.д.
Рисунок 1.1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рисунок 1.2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
[ «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». Б.Блум]
Приложение 4
13PAGE 15
13PAGE 141115
15