Урок на тему Фольклор и литература народов Северного Кавказа
Методическая разработка урока
«Фольклор и литература в духовной жизни народов Северного Кавказа»
Учитель в/к
Нанаева Ф. Х-Т.
Учитель: Текут многочисленные реки и ручейки, то широкие, то узкие, то шумные, то спокойные. Различна их глубина, но все они берут свое начало из горных родников, вечные и чистые воды, которых никогда не иссякают. Подобно им, фольклор – это горные родники, откуда берут начало ручейки и реки, сливающиеся в бурное море большой многонациональной литературы. Литература Северного Кавказа – это литература, обязанная своим рождением, ростом и развитием живительным сокам великолепных образцов фольклора народов, населяющих наш горный край.
Где и как, в каких только формах не выражал народ, не имеющий письменности, свое творчество. Это были и широки народные посиделки у многих народов Северного Кавказа.
1 выступающий: Здесь и красны девицы.
2 выступающий: Добры молодцы кругом.
Оба: Все уселись вместе.
1 выступающий: Будет вам здесь приятно. Побывать в гостьях у нас.
2 выступающий: Песни звонкие попеть. В быстрый пляс с душой пуститься.
Оба: Все мы рады видеть вас.
2 выступающий: А сейчас посидим рядом. Да поговорим ладком.
Учитель: А ведь поговорить есть о чем. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с нашего дома, с нашей улицы, с семьи. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но, чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. На уроках истории вы познакомились с далеким прошлым нашей Родины, узнали о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, как войны опустошали наши земли. Но и в часы горя, и в часы радости наши народы не теряли душевной теплоты, верили в свои силы, в светлое будущее – все это находило отражение в их творчестве. Каких только песен, сказок, легенд не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все это отразилось в их устном народном творчестве. И на нашей традиционной встрече добрых друзей мы поговорим о далеком прошлом наших народов, об их творчестве.
2 выступающий: Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки в какой-нибудь избе – и снова работа: кто ткет, кто прядет, кто вышивает.
1 выступающий: Но какая работа без песни (звучит музыка). А там и до пляски недалеко.
(1 группа встает и, напевая русскую народную песню «А я по лугу», ведет хоровод и занимает свои места за партами).
(Мальчик в национальной форме выбегает вперед и запевает песню «Хурама», затем исполняют песню «Сосруко»).
2 выступающий: Вы послушали русскую народную песню « А я по лугу» и песню о черкесском нарте Сосруко, сыне камня.
1 ученик: А почему о черкесском нарте Сосруко? У нас, у абазин, тоже есть нарт Сасрыкуа, которого выдолбил из камня кузнец Айнар.
2 ученик: И у нас, осетин, есть нарт Сослан. Сослан, как молния, из чрева камня упал на землю.
3 ученик: И у нас, карачаевцев, есть нарт Созрук.
4 ученик: А у нас, ингушей-чеченцев, есть нарт Соска-Солсы, из камня.
Учитель: Каждый из вас, ребята, прав, считая сына камня своим народным героем. Ведь все народы Северного Кавказа созданы друг с другом общностью происхождения и быта, и естественно, наблюдается много поразительных сходств в их устном народном творчестве. Нарты всегда ценили проявление стойкости и бесстрашия в борьбе со злом, во имя добра и справедливости. И, прослышав о каком-нибудь доблестном герое, нарты считали за честь познакомиться и подружиться с ним.
Вопрос: Как вы думаете, ребята, кого бы выбрал в друзья Сосруко?
1 ученица: Я от отца слышала, что вести о джигитстве молодого балкаро – карачаевского Рагикау, разнеслись по всем нартским селениям. Услышал о нем и нартский витязь Сосруко, живший на плоскости. Рагикау, еще не выезжавшему из родных мест, тоже приходилось немало слышать о героических подвигах Сосруко. И два богатыря, еще не увидев друг друга, стали друзьями. Они всегда клялись именем друг друга. Сосруко постоянно говорил: « Да не умрем в горах Рагикау!» А Рагикау говорил: « Да не умрем на плоскости Сосруко!» Позже, когда они познакомились, подружились навеки.
2 ученик: Я думаю, что Сосруко выбрал бы в друзья осетинского нарта Арахдзау.
3 ученик: У нас, у русских. Тоже был богатырь из камня, и потому его назвали Кремешек. Может, его выбрал бы Сосруко в друзья?
4 ученик: Мне кажется, что верным другом Сосруко стал бы Илья Муромец, русский богатырь. И эта дружба, наверное, помогла бы обоим. Илье Муромцу вместе с Сосруко легче было бы «победить» вражью силушку великую. А русский богатырь, возможно, сумел бы уберечь Сосруко, сына камня, от каменного колеса.
Учитель: Ребята, чем же схожи эти богатыри?
Ответ: У всех этих богатырей общего очень много. Они преданы родной земли, в любую минуту готовы вступить в борьбу с любыми врагами и не ради себя, а ради общего счастья.
Учитель: Вы правы, ребята. Неважно, как будет именоваться герой: Илья Муромец, Сосруко, Кремешок и т.д. Неважно, как он выглядит внешне. Неважно, в каких подвигах раскроется его сила. Неважно, к какому народу он принадлежит. Важно то, что он будет нести людям свет и добро. И люди в благодарность за это слагают о них песни, прославляют героев в былинах и сказках.
Вопрос: Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Давайте отправимся в волшебную страну сказок. Но запомните, на своем пути вы встретите много препятствий. Чтобы не заблудиться, вы должны по иллюстрациям и отрывкам угадать сказки.
(Иллюстрация по сказке «Бедняк и черт»).
Ученик: Это осетинская сказка «Бедняк и черт». В сказке говорится о том, как бедняк провел черта. Когда черт спросил, почему бедняка не берет дождь, бедняк ответил: «Если ты мне отдашь своих коз, открою тебе тайну». Черт согласился. Тогда бедняк сказал: «Когда увидишь, что дождь собирается, сними одежду и спрячь под камнем. Дождь пройдет, одевайся, и всегда будешь сухим. А бедняк, довольный, погнал коз домой. Бедняк оказался умным и сообразительным. (2-рая иллюстрация «Три брата»).
Ученик: Это абазинская сказка «Три брата». Перед смертью отец сказал трем сыновьям: «Живите всегда так, как жил ваш отец. Уважайте людей, будьте добры и справедливы. Но когда поедете охотиться и доедете до перекрестка двух дорог, никогда не сворачивайте в левую сторону, а идите в правую. Старшие не послушались совета отца, пошли в левую сторону и за их жадность белобородый старик превратил их в быков. А младший следовал советам отца. В конце сказки говорится, что преумножается богатство младшего, потому что он был добрым и справедливым, уважал людей.
Учитель: А сейчас послушаем отрывки.
1 ученик: В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был царь, и у него было три сына
Ответ: «Царевна-лягушка» и «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Учитель: А я вам прочитаю начало одной сказки. Обратите внимание, какое своеобразное начало: «К тому, что рассказывают и пересказывают, рассказчик не прибавляет, кто слушает – не забывает, кто пересказывает – не сокращает». Так вот жила красивая девочка. Как же ее звали?
Ответ: Девочку звали Фаруза, как и адыгскую сказку.
Учитель: О значении сказок живо и образно говорит известный и всеми любимый дагестанский поэт Расул Гамзатов. Как-то он спросил у своего отца: «Отец, что старше, песня или сказка?» Отец ответил:
«И песни, и сказки одинаково дороги каждому. Они жемчужины разного цвета, нанизанные на одну нить. Порвется нить – рассыплется ожерелье. Ты видишь эти скалы? Сколько лет им? Ведь одни из них поют песни, а другие рассказывают сказки, поэтому они и вечны, как скалы». Сказки, по мнению Гамзатова, бессмертные свидетели богатства мысли, величия цели, красоты и героизма народов. Некоторые думают, что сказки устарели и, как жанр, изживают себя. Нет, сказки никогда не устареют и не умрут, ибо не иссякнет и не умрет в сердцах людей мечта. Сказки, созданные народом – неиссякаемый источник, откуда черпают свои силы поэты и писатели.
Вопрос: Какие литературные сказки вам известны?
Ответы: 1. Сказка Ершова «Конек-горбунок».
2. Сказка Аксакова «Аленький цветочек».
3. Сказка А. Кешокова «Эльбаздука».
4. Сказка Гайдара «Горячий камень».
Особенно много сказок у А. С. Пушкина. Это «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Солтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Учитель: Авторы литературных сказок, украсив народные песни и сказки блеском своих талантов, оставили неизменными их смысл и силу. Остановимся на известной нам с вами «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», где Пушкин соблюдает все принципы сказочного сюжетостроения.
Вопросы:
Какие волшебные силы присутствуют в сказке? (золотое яблоко, солнце, месяц, ветер и говорящее зеркальце).
Ей в приданное дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело.
Найдите волшебные заговоры в сказке. (Королевич три раза обращался к природным силам).
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь сине море
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на светеТы царевны молодой?»
А какие народные загадки включены в сказку? (Солнце сводит зиму с теплою весною. Месяц – «позолоченный рожок, пасущий звезды», ветер – неподвластен никому, кроме бога).
Никакая сказка не обходится без эпитетов. Назовите эпитеты, использованные в этой сказке. (Красна девица, белые руки, алы губы, глушь лесная, добры молодцы честные. Повторы – ждет пождет, путь – дорога, жить да поживать).
Вспомните традиционные фольклорные слова в конце сказки. (Я там был, мед, пиво пил. Да усы лишь обмочил).
Учитель: Замечательный русский писатель Достоевский говорил: «И никогда еще ни один русский писатель ни прежде, ни после не соединялся так душевно, так родственно с народом своим, как Пушкин».
Учитель: В каких еще произведениях устного народного творчества выражается мудрость народа, краткость и точность его мысли?
Ответ: В пословицах, поговорках, скороговорках, прибаутках, считалках, загадках.
Вопрос: Что вы знаете о прибаутках и небылицах?
Ответ: Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то маленькие рассказы – разговоры, но главное – они очень смешные.
Учитель: Прибауткам и небылицам запрещалось одно: быть нескладными. И звучат они красиво, запоминаются легко. В гостях у нас сегодня два куманька с тремя коробками вранья.
- Что я видел, что я видел?
- Куманек, а что ты видел?
- Я видел, как чиж весь город Париж упрятал в мешок.
- Ой, врешь, куманек!
- Что я видел, что я видел?
- Куманек, а что ты видел?
- Корова в саду плясала на льду в июльский день.
- Ой, врешь, куманек!
- Что я видел, что я видел?
- Куманек, а что ты видел?
- Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек.
- Ой, врешь, куманек!
- Что я видел, что я видел?
- Куманек, а что ты видел?
- Сорока в лесу доила козу в дырявый горшок.
- Ой, врешь, куманек!
1 выступающий: Пришла пора скороговорок.
2 выступающий: Вот сейчас начнется настоящее состязание.
Учитель: Для скороговорок важно, чтобы их произносили не только быстро, но и чисто, красиво. Ведь можете произносить скороговорки и на русском и на родном.
1 ученик: Носил Сеня в сени сено
Спать на сене будет Сеня.
2 ученик: Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю».
3 ученик: Белые бараны били в барабаны.
Учитель: Тихо, тихо, ребята. Вы так увлеклись, что не слышите стука. Входите, пожалуйста. (входит лесник).
Лесник: Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу и вы получите подарки.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем
Что это такое? (лес)
Лесник: Правильно, я пришел из леса. В моем лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за лесом бор стеной,
Собираю я загадки
В кузов берестяной.
Что в нем лежит вы узнаете
Коль загадки отгадаете.
Учитель: Подождите, добрый лесник! Загадайте им загадки по партам, и пусть отгадки нарисуют и вывесят на доске.
В лесу под елкой кроша
Только шапка да ножка (гриб).
У этого мальчика шапочка зеленая,
До ушей надвинута.
Что это за мальчик? (лесной орех).
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего она не шьет, а в иголках целый год (ель или сосна).
Лесник: Вот такой мой лес, полон загадок и чудес. ( смотрит на рисунки). Вы правильно нарисовали отгадки и за это получаете подарки.
- Друзья мои, а вы сами знаете загадки? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Кто начнет считать?
1 ученик: На мосту сидит кукушка
Куковала раза три.
Кто вышел? Это верно ты!
2 ученик: Загадка:
Течет, течет не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
3 ученик: Под горою у реки живут гномы – старики.
У них колокол висит, рас серебряный звонит
Дин-диги-диги-дон, выходи из круга вон.
4 ученик: Загадка:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает. (книга).
Учитель: Кто из поэтов и писателей любил сочинять загадки?
Ученик: Загадки любили сочинять такие детские писатели как Маршак, Чуковский и другие. Например, у Маршака есть такая загадка:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью, под кроватью.
2 выступающий: Погодите, у меня шапка пропала. Кто взял? Что мне теперь делать?
1 выступающий: Не волнуйся, пожалуйста, я тебе помогу. Я знаю Волшебные слова. Смотрите, на воре шапка горит. (вор хватается за голову).
2 выступающий: Угадайте, что мне помогло отыскать шапку? (пословица).
1 выступающий: А что это такое?
Ответ: Пословица – это краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Учитель: Хорошо ли вы знаете пословицы? Сейчас проверим. Пословицы говорят, что сила народа в единстве.
- Черкесская пословица: « Не доверяй человеку без друзей».
- Абазинская пословица: «Сила народа вдребезги разрушает утесы».
- Карачаевская пословица: «Вековую дружбу ветер не унесет».
В пословицах отразилась любовь к родине, к родной земле:
- Русская пословица: «Умереть можно, а изменить Родине нельзя».
- Абазинская пословица: «Земля на Родине – рай, а вода мед».
- И у нашего ногайского народа есть очень похожая пословица: «Земля Родины – рай, а вода шербет».
2 выступающий: А сейчас викторина «Знатоки пословиц»:
а)Угадать пословицу по одному слову.
.. без корней. ( человек без друзей, что дерево без корней). Русская.
.. добром. ( за добро платится добром). Черкесская.
Кто желает добро, тому платят добром. Абазинская.
б)Закончить пословицы:
1. Человек без Родины .
Человек без Родины, что птица без крыльев. Дагестанская.
2. Книга .
Книга- источник знаний. Русская.
Книга -ключ к знаниям. Черкесская.
Ученик: Мы часто встречаем пословицы и поговорки у Тургенева «И дым Отечества нам сладок и приятен».
2 выступающий: Быстро летит время. Пора нам подвести итог работы.
Заключительное слово учителя:
На этом наш разговор об устном народном творчестве не заканчивается. Идут годы, ширятся и крепнут многонациональные связи, усиливается экономическое, политическое и культурное общение народов. По ходу общения они взаимообогащаются, ведь мудрость народов неиссякаема. И поэтому следует изучать не только устно – поэтическое богатство одного количественно преобладающего в данной местности народа, но и фактический межнациональный фольклор и литературу.
Мы с вами, ребята, должны бережно и с глубочайшим уважением относиться ко всему лучшему, созданному народами нашей страны, всемерно способствовать взаимному обогащению народов этим лучшим, преумножать и широко использовать духовные богатства.
Фольклорные жемчужины разных народов делаются достоянием всей страны, а нередко и зарубежных читателей.
Ведущий: Вы заметили, что мои друзья проявляют большой интерес к устному народному творчеству? Оцените их по заслугам.
Учитель? Я очень рада тому, что вы заинтересовались устно – поэтическим наследием наших предков и надеюсь, что из года в год вы будете пополнять ваш багаж знаний по данной теме. Всех благодарю за участие на уроке.
15