сценарий классного часа Семейные традиции народов Северного Кавказа
Емельянова Л.А. учитель истории,
кандидат исторических наук,
г. Георгиевск, Ставропольского края
Классный час: «Семейные традиции на Северном Кавказе».
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Цель: воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.
Задачи:
привить уважение к культурным традициям семьи и страны;
формирование нравственного долга детей перед родителями;
осознание учащимися роли семьи в своей жизни;
определение роли ребенка в создании в семье миролюбивой, теплой обстановки;
способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения семейных и национальных традиций;
развитие положительных чувств по отношению к заданной теме.
Методы и формы проведения мероприятия: рассказ учителя, беседа с учащимися, демонстрация слайдов, работа учащихся с раздаточным материалом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды к уроку (выполнены в программе MS Power Point).
Раздаточный материал:
нарисованные «поленья»;
авторучки;
«древние» манускрипты.
Оформление доски:
тема занятия: «Семейные традиции на Северном Кавказе», плакат эмблема года семьи 2008.
Ход классного часа
Знакомство.
Здравствуйте!
Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение сейчас. Начнем с меня.
У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода. Затишье перед бурей.
А какая погода у вас? Улыбнитесь, если на сердце у вас солнечно и безветренно.
Введение в тему.
Учитель:
- Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди.
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа. Русский ученый И.А. Ильин показал, что человеческая семья есть «целый остров духовной жизни». Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества горцев.
Проблемное задание:
Учитель:
- А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать традиции своего народа, семьи?
Обращение к детям: «А сколько членов в вашей семье? А все ли члены вашей семьи живут в одном доме, квартире?».
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель:
- Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувствие – основа того, что мы называем родовой духовной связью.
Кавказская народная традиция сохранила семейные идеалы чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему, одно из жизненных правил кавказских народов. Оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим, при беседе не прерывать его речь – это основная традиционное правило у представителей кавказских народов.
Учитель.
- Ваш класс является маленькой моделью Северного Кавказа. А представители каких народов есть в вашем классе?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель.
- Итак, на Северном Кавказе проживают русские, украинцы, армяне, ногайцы, татары, чеченцы, ингуши, дагестанцы, корейцы и представители других народов. Вы не просто представители своих национальностей, вы носители культуры и традиций своего народа. А что же такое традиция? О каких традициях вашей семьи вы можете нам рассказать?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Показ сладов:
Трепетное отношение к семье, домашнему очагу.
Учитель.
- Самое страшное горское проклятие на Кавказе– «Да погаснет огонь в очаге твоего отца!». Если кто-нибудь просил горящий уголек, то доставали несколько, а один из них возвращали обратно в очаг: «Бросили уголек обратно в очаг, чтобы огонь не погас» – примета, связанная с культом огня. Он был распространен среди всех жителей Кавказа. Очажная цепь считалась священной. Вблизи нее не могла пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Дотронуться до очажной цепи означало, что человек ищет защиты у хозяев дома. Казаки брали остывший уголек в поход, чтобы «душа» семьи была всегда рядом.
Спросил я как-то мудреца,
Что в жизни крепче камня,
Сильнее ветра и дождя.
Ответил он – семья твоя.
Хранят ее любовь и верность,
Тепло сердец, завет отцов
И колыбельной песни нежность
И очага родного зов.
Именно очаг считается средоточием всех семейных ценностей. Именно они поддерживают его огонь, его тепло. Я хочу предложить вам зажечь семейный очаг. Но прежде давайте подумаем, а что же делает кавказскую семью такой крепкой?
«Для каждого казака есть река своя, а Отечество одно для всех», «С родной земли умри, не уходи» - любовь к Родине, семье – очень важная семейная традиция, принятая во всех кавказских культурах.
Учитель:
- Итак, первое бревнышко, с помощью которого наш огонь разгорится, будет «любовь к Родине, семье».
Уважение к старшим.
Почет и уважение к старшему, одно из жизненных правил кавказских народов. «Старшему - свое место, младшему – свое», гласит армянская пословица. «Старший сказал – закон», гласит неписаное правило казаков. Оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим, при беседе не прерывать его речь – это основное традиционное правило у представителей кавказских народов.
Учитель:
- А жива ли эта традиция в вашей семье? Как она проявляется?
Ответы учащихся.
Учитель:
-Итак, второе бревнышко, с помощью которого наш огонь разгорится, будет «уважение к старшим».
4. Отношение к матери.
Женщина–мать у кавказцев имеет особый общественный статус. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Ей всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. Она издревле хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. При заселении нового дома именно хозяйка первой переступала его порог, первой разводила огонь в очаге и готовила еду. Не случайно материнская тема в казачьем фольклоре одна из самых емких и многогранных. 4 декабря казаки отмечают «День казачки» в знак глубокого уважения к своим матерям, женам, сестрам.
Учитель: Итак, следующее бревнышко, это любовь и уважение к матери, к женщине.
Матери и бабушки приучали девочек вести домашнее хозяйство, беречь семью, обучали мягкости, уступчивости, ласковости в семейной жизни. «Лаской да уговорами берите, умейте вести себя с мужем. Знайте, что мух в доме хозяин; его воля – закон для семьи». Глава семьи - отец, и все должны его слушать.
Учитель:
- Еще одно бревнышко «Главенство в семье отца»
6. «Семья без ребенка, что очаг без огня», говорит армянская пословица, «В семье лад, коль много детей растят» - русская пословица. Многодетные семьи – еще одна хорошая традиция Кавказа. Ребенок без братьев и сестер вырастет не таким защищенным и стойким в жизни. Большую семью можно сравнить с большой, сильной страной, состоящей из многих, надежных и крепких, регионов, каждый из которых всегда может рассчитывать на помощь других.
Учитель:
- А в вашей семье сколько детей? А сколько бы вы хотели иметь детей, когда станете сами родителями?
Ответы учащихся.
Учитель:
- И еще одно бревнышко отправилось в наш огонь.
7. Учитель: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать»- говорит казачья пословица. «Гость в доме – радость», говорится в черкесской пословице. «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже», - чеченская пословица. О какой традиции, которую почитают в каждой кавказской семье, говорится в этих пословицах?
Ответы учащихся.
Учитель: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Да, много поговорок, легенд, притч посвящено святому долгу гостеприимства. До сих пор во многих кавказских семьях имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя. Одно из основных правил гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. И вся семья призвана встать на защиту гостя.
Учитель:
- Итак, что мы напишем на новом бревнышке, которое должно еще больше разжечь наш огонь в нашем очаге?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Какие еще традиции могут поддержать огонь нашего очага?
Ответы учащихся.
Учитель:
А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать традиции своего народа, семьи?
«Если ты встал не на ту дорогу, имей смелость признаться в этом и набраться мужества, чтобы свернуть с нее, а если знаешь, что идешь по верному пути, надо иметь мужество, чтобы никто не смог тебя с него свернуть»
Мир, сотрудничество и дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, разных культур начинаются в семье, снова приходят в семью, а оттуда - в общество.
В народе говорят: «Не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни человека: «человек без воспитания - тело без души», «дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».
Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство.
А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать традиции своего народа, семьи?
5. Семья несла ответственность за поступок любого своего члена. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”. А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын такого отца не мог поступить иначе”.
Учитель.
Армянская семья
Традиционная армянская семья - это маленькое государство, сплоченное и дружное, где младшие с почтением относятся не только к отцу и матери, но и к старшим братьям и сестрам, где все любят и помогают друг другу не только материально, но и морально, сообща решают все проблемы, вместе радуются и сопереживают. Издревле это было так.
Стыдно жить не в бедности, а в грязи.
Хозяин жены - муж, хозяин мужа - долг.
Учитель. А кого из ваших родных напоминает эта бабушка?...(Маму, потому, что она всю жизнь пытается оградить нас от тех самых острых осколков (проблем, неприятностей, болезней), в страхе, что вы можете пораниться.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком тепле идет речь?
Учитель. А какова роль мамы в доме? Подумайте, чего не хватает нашему дому, без чего дом холоден и пуст?
Учащиеся: Конечно, очаг. Именно мама и является хранительницей очага.
Учитель. Дом готов, красив, уютен, теплый, светлый и родной. Думаю, что в этом доме, мы счастливо заживем.
Учитель.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Учитель.
- А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать традиции своего народа, семьи?
(Необходимо подвести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять).
Учитель: Действительно, ребята, без прошлого нет настоящего и нельзя мечтать о будущем. Мир, сотрудничество и дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, разных культур начинаются в семье, а оттуда приходят в общество. Все мы разных национальностей, но самое удивительное, что традиции наших семей похожи. Везде почитают старших, чтят отца и мать, воспитывают любовь к родине. Толерантность это уважение к культуре, традициям других народов и она является основой семейного воспитания в нашей стране.
Традиции – это то, что мы оставим после себя, это наши следы на этой земле. И так важно, чтобы они не смылись забвением и равнодушием.
Спасибо вам всем за то, что пришли на нашу встречу. За то, что помогали мне, за нашу совместную плодотворную работу. «Мир вашему дому», - говорят на Кавказе. Мир всем вам!
Приложение:
«Поленца» с написанными на них традициями и обычаями народов Северного Кавказа и Ставрополья.
«Старинный» манускрипт с пословицами и поговорками народов северного Кавказа и Ставрополья.
13PAGE 15
13PAGE 14715