Программа элективного курса по русскому языку Лексика и фразеология
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «27» августа 2015 г.
Утверждаю
Приказ №346
от «01» сентября 2015 г.
_________Л.В. Платицына
Рабочая программа
«Лексика и фразеология русского языка»
для 8 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель: Ненашева Вера Анатольевна
Пояснительная записка.
Цель:
- углубление филологической подготовки учащихся;
- создание условий для развития мышления, умения самостоятельно
применять и пополнять свои знания;
- показать значение специальной лексики, фразеологии;
- повышение речевой культуры;
- расширение активного словарного запаса учащихся.
Задачи:
- активизировать деятельность каждого ученика, его творческой
самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда;
- формировать профессиональный интерес к лингвистике как науке.
- создать атмосферу сотрудничества, умения работать в команде;
- воспитать интерес к изучению русского языка;
- формировать эстетический вкус, желания обогатить словарно - фразеологический запас;
- развивать средствами курса уважение к труду ученых- исследователей
русского языка, уважение к народу- творцу языка.
Нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2,
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
Учебный план.
Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Образовательная программа элективного курса «Лексика и фразеология русского языка» ориентирована на конечный результат школьного филологического образования. Актуальность состоит в том, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Курсу принадлежит особая роль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово с учетом его смысловых, стилистических качеств, законов его сочетаемости.
Элективный курс представляет наиболее интересные для детей разделы лингвистики. Рассматриваются основные единицы языка: слово и фразеологизмы, с которыми связаны все остальные единицы, и функционирование которых во многом определяется ими. Язык через слово и фразеологизм соотнесен с реальностью непосредственно. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка. Слова и фразеологизмы обладают свойством четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в программе большое внимание уделяется особенностям употребления слова в речи. С этой целью многие понятия изучаются во взаимосвязи с понятием «текст», введение которого в программу создает лингвистические основы и для работы по развитию связной речи. Выполняя упражнения, школьники будут углублять свои знания и об основных признаках текста, о лексических средствах выражения межфразовых связей. Преподавание лексики и фразеологии в целях развития речи предполагает не только постоянную работу по обогащению словарного запаса, но и усиление внимания к вопросам сочетаемости слов. Выбор слова, зависимость норм сочетаемости от семантических, экспрессивно-эмоциональных свойств, его функционально-стилевой принадлежности - эти вопросы могут рассматриваться в процессе выполнения различных заданий.
Информация о количестве учебных часов
Курс рассчитан на 35 часов.1 час в неделю
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
-технология работы с одарёнными детьми
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.
Виды и формы контроля:
Промежуточный - зачёт, итоговое тестирование, комплексный анализ текста;
Тематический – зачёт, тестирование, контрольная работа.
Предполагаемый уровень подготовки
Предполагается, что, усвоив программу элективного курса, учащиеся будут иметь опыт:
- нахождения изучаемого явления в контексте;
- выбора изучаемых явлений из словарей;
- подбора примеров по памяти;
- определения классификационной группы изучаемого явления;
- группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;
- лексико-фразеологического разбора текста;
- определения изучаемого явления в тексте;
- cоставления контекстов с включением изученных явлений;
- выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка
в соответствии с идейным замыслом, авторской позицией;
- проведения дискуссии;
- выступления с докладами;
- организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, прогнозирования развития
диалога.
Содержание программы элективного курса
«Лексика и фразеология русского языка».
1. Введение. (1)
Словарное и фразеологическое богатство русского языка. (1ч.)
Данная тема в элективном курсе, к изучению которого приступают учащиеся очень важно, так как ею закладывается общее представление о богатстве слов и фразеологизмов русского языка.
2. Словарная система русского языка. (12ч.)
В этом разделе курса рассматривается слово, его лексическое значение.
Основной подход в изучении лексикологии – рассмотрение словарного состава с точки зрения стилистического использования и назначения в речи. Предлагаемые школьникам задания представляют собой систему работ по развитию речи.
В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать:
-специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова,
- задачи лексикологии, ее разделы, объединенные группы слов (омонимы,
паронимы, синонимы, антонимы, антитезу, оксюморон, многозначные
слова), лингвистические словари;
Уметь:
-определять в контексте лексическое значение слова,
- находить многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, антитезу, оксюморон.
Использовать:
- необходимую информацию из лексических словарей различных типов (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического
словаря и др.) в различных видах деятельности.
Контроль: тест
3. Происхождение и употребление слов современного русского
литературного языка. (10ч.)
В данном разделе элективного курса изучается словарный состав русского литературного языка с точки зрения происхождения (исконно - русские и иноязычные) и употребления (литературные и диалектные слова, общеупотребительные и профессиональные, устаревшие и новые слова).
Изучение словарного состава русского литературного языка расширяет знания учащихся о группах иноязычных и исконно русских слов, о постепенности вхождения иноязычных слов в лексическую систему литературного языка.
В результате изучения материала учащиеся должны:
Знать:
- причины исторических изменений в лексике русского литературного
языка; группы слов русского литературного языка по происхождению и
употреблению; определения лексикологических понятий;
Уметь:
- находить в словарях справки о происхождении и употреблении cлова; производить
лексический разбор ;
- объяснять роль тех или иных ограниченно употребляемых слов в контексте.
Использовать:
-необходимую информацию из лексических словарей различных типов (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря
и др.) в различных видах деятельности.
Контроль: зачет, комплексный анализ текста
4. Фразеология русского языка.(11ч.)
В учебном курсе «Русский язык» фразеологии уделено мало внимания. Это потребовало ввести в элективный курс важнейшие понятия фразеологии. В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать:
-место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов,
группы фразеологизмов, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в
речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные словари и
справочники;
Уметь:
- выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных
случаях определять лексическое значение фразеологизмов,
- использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими
словарями и справочниками.
Использовать:
- необходимую информацию из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) в
различных видах деятельности.
Контроль: зачет
Повторение по курсу: «Лексика и фразеология русского языка». 1ч
Употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их
лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными
словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться
различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов).
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела.
Колич.
часов.
Контроль
1.
Введение.
1
2.
Словарная система русского языка.
12
тест
3.
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
10
зачет
4.
Фразеология русского языка.
11
зачет
5.
Повторение по курсу: «Лексика и фразеология русского языка».
1
Итого
35
Литература и средства обучения
Для учителя:
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М.,
1989.
Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского
языка (8-9 кл.)». М., 1991.
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному
курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.
.М.: Вербум-М, 2001.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
Словари русского языка.
Компьютер.
Мультимедийный пректор
Для обучающихся:
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1974.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – Дрофа, 2010
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь. –М., 1981
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987
Приложение к рабочей программе
«Лексика и фразеология русского языка»
календарно-тематическое планирование
8 класс
Календарно-тематическое планирование
«Лексика и фразеология русского языка»
(1 час в неделю, 35 уроков за год)
Учитель: Ненашева В.А.
2015-2016 уч. год
№ п/п
Темы занятия
Кол-во часов
Дата
проведения
Примеча-ние
Примерные сроки
изучения
Фактические сроки изучения
Введение.
1
1
Словарное и фразеологическое богатство русского языка
1
04.09
Словарная система русского языка.
12
2/1
Слово как единица языка.
1
11.09
3/2
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений.
1
18.09
4/3
Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
1
25.09
5/4
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы в художественной литературе. Словари омонимов.
1
02.10
6/5
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.
1
09.10
7/6
Идеографические синонимы. Словари синонимов.
1
16.10
8/7
Стилистические синонимы.
1
23.10
9/8
Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
1
30.10
10/9
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и антонимы.
1
10.11
11/10
Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.
1
17.11
12/11
Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов.
1
24.11
13/12
Тестирование по разделу «Словарная система русского языка».
1
01.12
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. (10 часов)
10
14/1
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
1
08.12
15/2
Иноязычные слова в русском литературном языке.
1
15.12
16/3
Иноязычные слова в русском литературном языке.
1
22.12
17/4
Старославянизмы в составе русского литературного языка.
1
29.12
18/5
Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.
1
15.01
19/6
Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.
1
22.01
20/7
Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.
1
29.01
21/8
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
1
05.02
22/9
Неологизмы.
1
12.02
23/10
Зачет по разделу: «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка».
1
19.02
Фразеология русского языка.
11
24/1
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеология и его признаки. Фразеологические словари и справочники.
1
26.02
25/2
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.
1
04.03
26/3
Грамматическое строение фразеологизмов.
1
11.03
27/4
Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.
1
18.03
28/5
Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.
1
01.04
29/6
Синонимия и антонимия фразеологизмов.
1
08.04
30/7
Семинар по теме: «Системность фразеологизмов русского языка».
1
15.04
31/8
Употребление фразеологизмов в речи. Образность фразеологизмов. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.
1
22.04
32/9
Авторское изменение фразеологизмов. Образование фразеологизмов.
1
29.04
33/10
Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
1
06.05
34/11
Обобщающее повторение по разделу « Фразеология русского языка». Зачет
1
13.05
Повторение
1
35/1
Повторение по курсу: «Лексика и фразеология русского языка».
1
20.05
Заголовок 115