Мир прекрасного Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников ФГОС


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
«Мир прекрасного»
1-4 классы
Автор-составитель:
Дмитриева Н.В.,
учитель начальных классов
Кемерово-2016
Пояснительная записка
Необходимость общекультурного образования в школе, начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой, грамотно эстетической личности, способной постигать заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности.
Основная цель факультатива – формирование у детей эстетически- художественных ориентиров в познании окружающего мира, умений видеть в нем красоту и развивать свои художественные способности.
Основными задачами факультатива являются:
- развитие у детей изобразительных способностей, художественно вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна и архитектуры.
Общая характеристика факультатива.
Младшие школьники совершенствуются в моральном плане, учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать
творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность. Программа направлена на развитие у ребенка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически), как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных, изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий.
Теоретические знания закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Предлагаемый факультатив является продолжением образовательной программы «Школа 2100» ( учебных предметов «Искусство» и «Технология»), в котором используются разнообразные методы работы с детьми: личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности , проявлению эстетического вкуса, пробуждению у детей интереса к изобразительному искусству; активизирующие творческие способности личности.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с произведениями искусства и памятниками культуры. Это позволяет в яркой форме постепенно вводить ребенка в прекрасный мир искусства, настойчиво приобщая его к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие века.
Художественно – творческая деятельность младших школьников осуществляется с учетом возрастных возможностей детей на доступном для них уровне, учитывая собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства.
Место факультатива в учебном плане
Факультатив «Мир прекрасного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в первом классе, по 34 часа 2-4 классы с проведение занятий 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания данного факультативного курса
Содержание факультатива предполагает следующие виды изобразительной деятельности ( графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры , по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений.
Изучение народного искусства включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, овладение приемами кистевой росписи, лепку игрушек из глины ( пластилина).
Декоративная деятельность предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; создание орнаментальных плоскостных и объемных композиций, украшение декором изделий, развитие чувства стиля. Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности: работа с геометрическими моделями, проектирование, художественное конструирование, моделирование.
Личностные и предметные результаты изучения факультативного курса « Мир прекрасного»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства прекрасного;
- развитие самостоятельности суждений, творческой фантазии.
Основное содержание
1 класс (33ч.)
Рисование с натуры( 3ч.)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов. Передачав рисунках формы, очертания и цвета доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов.
Рисование на темы (5ч.)
Рисование на основе наблюдений, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Декоративная работа(6ч.)
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Лепка( 6ч.)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Аппликация( 6ч.)
Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения. Знакомство с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас ( 7ч.)
Основные темы бесед:
-прекрасное в жизни;
- жанры живописи;
- портреты в изобразительном искусстве;
- родная природа в творчестве русских художников;
- сказочные сюжеты в иллюстрациях художников.
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
2 класс (34ч.)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению (8ч.)
Выполнение с натуры набросков с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления о действительности, отражать результаты своих наблюдений, передавать пропорции, очертания. Развитие способности чувствовать красоту цвета.
Рисование на темы (8ч.)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Понятие об иллюстрациях, иллюстрирование сказок. Передача смысловой связи между объектами композиции.
Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Декоративная работа (8ч.)
Знакомство с художественной росписью по дереву и по фарфору, русской народной вышивкой, русской глиняной игрушкой. Формирование умений применять линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (10ч.)
Основные темы бесед:
- натюрморты художников;
- родная природа в творчестве художников;
- художники – анималисты.
- художники – сказочники;
- русское народное творчество в декоративно – прикладном искусстве ( Жостово, Гжель, филимоновские игрушки, тульские печатные пряники;
- главные художественные музеи России.
3 класс (34ч.)
Путешествие в мир искусства (8ч.)
- творческая мастерская ( ученик – зритель, анализ средств художественной выразительности);
- знакомство с Музеем «Третьяковская галерея».
Живопись. В мастерской художника – живописца (6ч.)
- знакомство с творчеством П.А.Чернова.
- экскурсия в Музей изобразительного искусства;
- азбука цвета в картинах Н. Рериха и И.Шишкина;
- творческая мастерская «Краски и настроение».
Графика. В мастерской художника – графика (4ч.)
- афиши, плакаты;
- открытки;
- образы природы в графике А. Саврасова, В. Поленова, Ф. Васильева.
Скульптура. В мастерской художника – скульптора (4ч.)
- азбука форм: формы и пропорции;
- строение фигуры человека, животных;
- лепка рельефа «Птичка»;
- лепка животных из соленого теста.
Проектная деятельность (6ч.)
- изготовление декораций к сказке;
- самостоятельное общение с произведениями графики, скульптуры, живописи.
Декоративное искусство. Декор вокруг нас (6ч.)
- азбука декоративного творчества, декоративные изделия в жилом интерьере;
- секреты орнамента;
- декор упаковочной бумаги;
- коллаж из ракушек, камешков, вырезок из журналов.
4 класс (34ч.)
Рисование с натуры (8ч.)
- рисование с натуры фигуры человека и животных;
- рисование улицы ( фронтальная перспектива).
Русская живопись (10ч.)
- портреты детей в изобразительном искусстве;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- древнерусское искусство (памятники истории – иконы);
- творчество художников конца 19 века ( И.Репин, В.Суриков, И. Левитан);
- творчество художников – анималистов ( В.Серов, Е. Чарушин).
Мир архитектуры и дизайна (6ч.)
- архитектура древнего мира;
- архитектура родного города;
- дизайн в ландшафте родного города.
Проектная деятельность (10ч.)
- викторина «Загадки коробейника»;
- выставка творческих работ «Мой будущий город»;
- история создания памятников культуры родного города;
- дизайн моей комнаты.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В течение изучения факультативного курса младшие школьники приобретают следующие универсальные учебные действия:
- сформированность основ культуры, понимание красоты, как ценности, потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
- рассматривать и проводить анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- познавать многоцветье и красоту окружающего их мира, законы его воплощения в произведениях изобразительного искусства;
- обладать начальными знаниями художественной культуры;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников( электронные диски, сеть Интернет, энциклопедии, справочники, словари) ;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца;
- применять умения фантазировать в проектной деятельности, жизненном пространстве.
Таким образом, факультативный курс «Мир прекрасного» служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти и других психических процессов. Универсальные учебные действия, приобретенные детьми на этих занятиях найдут широкое применение, как на других уроках, так и в дальнейшее трудовой деятельности.
Тематический план программы
№ Тема занятия Колич. Часов 1 класс 33 Рисование с натуры. 3 1. Рисование яблока. 1 2. Рисование листьев дерева. 1 3. Рисование любимой игрушки. 1 Рисование на темы. 5 1. Рисование на тему «Солнечный день» 1 2. Рисование на тему «Поздняя осень» 1 3. Рисование на тему «Первый снег» 1. 4. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 5. Иллюстрирование русской народной сказки «Курочка – ряба» 1 Декоративная работа. 6 1. Узор в полосе из форм растительного мира. 1 2. Узор в круге из геометрических форм. 1 3. Декоративная роспись «Сказочный букет» 1 4. Декоративная роспись «Золотые рыбки» 1 5. Сказочная птица счастья в декоративно-прикладном искусстве. 1 6. Украшение коврика «Бабочки» 1 Лепка. 6 1. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина. 1 2. Лепка «Волшебная корзинка» 2 3. Лепка «Птица – свистулька» 2 4. Лепка «Скатерть – самобранка» 1 Аппликация. 6 1. Знакомство с аппликацией. Народный костюм. 1 2. Аппликация «Кораблик» 1 3. Аппликация из геометрических фигур «Домик» 1 4. Аппликация на тему «Мой любимый цветок» 1 5. Поздравительная открытка к празднику. 2 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. 7 1. Беседа «Прекрасное в жизни» 1 2. Беседа «Жанры живописи» 1 3. Беседа «Портреты в изобразительном искусстве» 1 4. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников» 2 5. Сказочные сюжеты в иллюстрациях художников 1 6. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. 1 2 класс 34 Рисование с натуры по памяти и по представлению. 8 1. Рисование бабочек на лугу. 1 2. Рисование комнатных растений с натуры. Уход за комнатными растениями. 2 3. Рисование дорожного знака. Правила дорожного движения. 1 4. Разрисовка обложки для книжки-малышки. Подклеивание старых книг. 2 5. Школа живописи. « Краски и настроение» 2 Рисование на темы. 8 1. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди» 2 2. Что может кисть. Космическая фантазия» 2 3. Иллюстрация к литературному произведению «Вот север тучи нагоняя…» А.Пушкин. 2 4. Народное искусство. «Тульские пряники». 2 Декоративная работа. 8 1. Роспись по дереву. «Хохломская посуда» 2 2. Роспись . «Глиняная игрушка». 2 3. Сказка о матрешках. Роспись шаблона матрешки. 1 4. Русский платок. Узоры из растительного орнамента. 2 5. Узор – вышивка на варежках. 1 Беседы об изобразительном искусстве. 10 1. Натюрморты художников .2 2. Родная природа в творчестве художников А Пластова, А. Венецианова. 1 3. Художники – анималисты .1 4. Знакомство с художником – сказочником Васнецовым В. 1 5. Творчество художника И.Билибина. 1 6. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве ( Жостово, Гжель, филимоновские игрушки). 2 7. Главные художественные музеи России. 2 3 класс. 34 Путешествие в мир искусства. 8 1. Основы художественного языка. Радуга цвета. 1 2. Шедевры живописи в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. 2 3. Русский музей. 2 4. Образы русского фольклора в произведениях изобразительного искусства. 2 5. Пейзажная живопись. 1 Живопись. В мастерской художника – живописца. 6 1. Знакомство с творчеством П.А. Чернова. 2 2. Экскурсия в музей изобразительного искусства. 2 3. Азбука цвета в картинах Н.Рериха и И.Шишкина. 1 4. Творческая мастерская. «Краски и настроение. 1 Графика. В мастерской художника – графика. 4 1. Особенности печатной графики. Афиша, плакат. 1 2. Детская фантазия в открытках. 1 3. Образы природы в графике А. Саврасова, В.Поленова, Ф.Васильева. 2 Скульптура. В мастерской художника – скульптора. 4 1. Азбука форм. Формы и пропорции. 1 2. Строение фигуры человека, животных. 1 3. Лепка рельефа «Птичка» 1 4. Лепка животных из соленого теста. 1 Проектная деятельность. 6 1. Изготовление декораций к сказке «Маша и медведь». 2 2. Мир вымысла и народной фантазии в русских народных сказках». 2 3. Самостоятельное общение с произведениями графики, скульптуры, живописи по буклетам музеев. 2 Декоративное искусство. Декор вокруг нас. 6 1. Азбука декоративного творчества, декоративные изделия в жилом интерьере. 2 2. Секреты орнамента. 1 3. Декор упаковочной бумаги. «День рождения» 1 4. Коллаж из ракушек и камешков «У моря». 1 5. Коллаж из вырезок журналов «Природа вокруг нас». 1 4 класс. 34 Рисование с натуры. 8 1. Рисование с натуры фигуры человека. «Моя мама» 2 2. Рисование с натуры животных «Мой друг». 2 3. Фронтальная перспектива «Улица, на которой я живу». 2 4. Мир аквариума. 2 Русская живопись. 10 1. Портреты детей в изобразительном искусстве. 2 2. Тема материнской любви и нежности в творчестве художников. 1 3. Беседа «Древнерусское искусство. Памятники истории – иконы. 1 4. Беседа «Творчество художников конца 19 века» ( И.Репин, В.Суриков, И.Левитан). 1 5. Викторина «Образ природы в творчестве художников 19 века». 2 6. Конкурс рисунков «Небо на закате» 2 7. Беседа «Творчество художников – анималистов (В.Серов, Е.Чарушин). 1 Мир архитектуры и дизайна. 6 1. Архитектура древнего мира. Пирамиды. Моделирование. 2 2. Архитектура родного города. «Мой дом». Моделирование. 2 3. Дизайн в ландшафте родного города «Клумба в моем дворе». 2 Проектная деятельность. 10 1. Конструирование игрушек из конусов «Веселая мышка», «Петушок». 2 2. Выставка творческих работ «Мой будущий город» 2 3. История создания памятников культуры родного города. 2 4. Дизайн моей комнаты. 2 5. Выставка «Мои творческие достижения». 2
Список литературы.
Алексеевская Н.А.Карандашик озорной. – М. , 1998.
Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М. , 1993.
Баторевич Н.И., КожицеваТ.Д. Малая архитектурная энциклопедия. – СПб. , 2005.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М. , 2006.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л. , 1975.
Буткевич Л.М. История орнамента. – М. , 2004.
Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. – М. , 1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. – М. , 1990.
Гудилина С.И. Чудеса своими руками. – М. , 1999.
Дмитриева Н.В. Конструирование в начальных классах.- К., 2008.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М. , 1961.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М. , 1995.
Кемпбелл Ф.Я умею делать модели.- М. , 1996.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М. , 2002.
Лемешев С.К. Сам себе дизайнер. – М. , 2004.
Ломов С.П. Русские живописцы 18-19 веков. – М. , 1997.
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. – М. , 1979
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М. , 1999.
Тихонова В.А. Лик живой природы. О советских скульпторах – анималистах. – М. , 1990.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. – М. , 2006.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.