Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Виды и жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр»
Урок ИЗО в 6 классе
Учитель: Свистунова С.А.
Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр»
Цель:
Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
Совершенствовать умения изображения животных.
Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
- познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр), выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
- знакомить учащихся с техникой изображения животного;
Развивающие:
- формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и животного;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к изобразительному искусству;
- способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
- прививать любовь к животным.
Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы:
для учителя: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В. Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи.
для учащихся: простой карандаш, альбомный лист, резинка.
Ход урока
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности к уроку.
3) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний- И так, сегодня мы продолжим говорить с вами о жанрах изобразительного искусства.
(Слайд 2)
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды. Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов.
(Ответы детей: графика, живопись, скульптура)
– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали. А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.
– Давайте вспомним, что такое жанр.
(Слайд 3)
Жанр (от фр. genre – род) – это общее понятие, отражающее некоторые особенные признаки, присущие произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. Другими словами – это отличительные особенности картин по их содержанию.
– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.
(Слайд 4. «Пейзаж»)
Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется пейзаж. (Изображение природы)
(Слайд 5. «Натюрморт»)
– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.
Если видишь на картинеЧашку кофе на столе, Или морс в большом графине,Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это – натюрморт. (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)
(Слайд 6. «Портрет»)
Если видишь, что с картиныСмотрит кто-нибудь на нас,Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,Летчик или балерина,Или Колька, твой сосед,Обязательно картина называется портрет. (Изображение человека)
(Слайд 7. «Батальный»)
Если видишь на картине танкиВ бой лавиною пошлиИли быстрые тачанки,Или в море – кораблиИль штыков мерцая сталью,В бой пехота поднята –Называется (батальным)Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)
(Слайд 8. «Исторический»)
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)
(Слайд 9. «Бытовой»)Если видишь на картинеПовседневный труд людскойЗа прилавком в магазинеИли в швейной мастерской,На заводе или в школе,Это навсегда усвой –Жанр картины – (бытовой)
(Слайд 10. «Анималистический»)
Если видишь на картинеНарисован слон,Крокодил, жираф, горилла,Кошка, иль питон,Или звери Аргентины,Иль пингвин Арктический,Значит, жанр такой картины –Анималистический. (Изображение животных)
III. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с АНИМАЛИСТИЧЕСКИМ ЖАНРОМ.
– Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока (ответы детей: расширить знания об анималистическом жанре, совершенствовать умения изображения животных).
(Слайд 11)
Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники.
(Слайд 12)
Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают своей достоверностью.
(Слайд 13)
В процессе эволюции человек освоил новые формы общения с животным миром. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.
Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были звериные головы. Так, у бога Анубиса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад.
(Слайд 14)
В Голландии XVII века изображение животных выделяется в отдельный жанр.
Его родоначальники Альберт Кёйп и Паульс Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Также в моде у голландских художников, были «птичьи дворы».
(Слайд 15)
Впервые термин «анимализм» был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда двое молодых французских скульпторов Антуан Луи Бари и Кристоф Фратен выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных.
(Слайд 16)
Сегодня анимализм в изобразительном искусстве тесно переплетается с искусством фотографии. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, дальневосточный леопард, панда, коала и западная горилла.
(Слайд 17)
– А теперь я предлагаю вам разгадать ребус, в котором зашифровано слово, как называют художника, изображающего животных.
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски (Анималист).
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.
– Давайте поближе познакомимся с ними.(Слайд 18)
Одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, цветовой окраской, восхищался выразительностью силуэтов.
(Слайд 19, 20)
– Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером.
Характер зверя выражается через движения и форму тела; через пропорции; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Именно поэтому художник должен быть внимателен к своим ощущениям.
(Слайд 21)
– Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В. Ватагин.
(Слайд 22)
Евгений Чарушин
Русский писатель, художник и большой друг зверей и птиц. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Вырос с карандашом и кистью в руках, чаще изображал животных.
Больше всего любил изображать молодых животных-детенышей. Нарисованные им зайчата, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Он умел выразить характер каждого зверька, показывал их в действии. Много иллюстрировал книжки. Его герои добры и обаятельны.
– Давайте сравним работы этих художников-анималистов. ( Ватагин изображал взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные милые зверята, которых хочется приласкать).
IV. Постановка художественной задачи
(Слайд 23)
– Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки и характер.
– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? (Ответы детей).
– Сегодня вам предстоит стать художниками – анималистами и нарисовать своих любимых животных. Мы с вами выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого понадобятся? (Ответы детей).
Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.
Но для начала давайте сравним, на какие геометрические фигуры похожи части тела животного: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.
(Слайд 24)
(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах).
Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в образ животного и передать его пластичность? (Ответы детей).
Плавными линиями соединяем эти геометрические фигуры и дорисовываем необходимые детали животного.
Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке.
(Слайд 25)
Послушайте требования к работе:
Соблюдение пропорций
Удачная передача характера животного
Проработка мелких деталей
Общая выразительность
Завершенность
Аккуратность
Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок карандашом, затем приступаем к работе цветом.
V. Практическая работа
Учащиеся выполняют графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры.
Целевые обходы педагога:
1) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
2) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
3) Контроль за качеством выполненной работы.
VI. Итог занятия
1) Выставка работ учащихся.
2) Самоанализ деятельности учащихся.
3) Беседа по вопросам: (Слайд 26)
– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу. С обратной стороны рисунка поставьте себе оценку.
– Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?
VII. Заключение.
– Вот и закончился наш урок. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, вы узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак и кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!
Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята. До новых встреч!
15