Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственное направление В мире прекрасного


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире прекрасного" составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»; Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Положением МБОУ СОШ №27 о рабочей программе внеурочной деятельности педагога, реализующего ФГОС НОО в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №27 на 2015-2016 учебный год, на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной). Направление рабочей программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки реализации программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " В мире прекрасного " направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, рассчитана на 1 год обучения ( 1 раз в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса
В соответствии с расписанием и учётом праздничных дат (Постановление правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015 году») календарно-тематическое планирование данного курса в 2015-2016 учебном году рассчитано на 34 занятия.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Актуальность реализации данной программы заключается в том, что является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
 Программа «АРТ-студия» направлена на то,  чтобы разбудить творческую активность детей и желание выражать свои чувства и эмоции.   Рисование развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность.
Цели и задачи курса.
Реализация курса внеурочной деятельности " В мире прекрасного " направлена на достижение следующих целей и задач: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение;
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Виды деятельности.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основными видами художественной деятельности обучающихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта;
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Планируемые результаты.
В результате реализации данной образовательной программы будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности; повысится статус ребенка  в группе; сформируется умение планировать свою работу; разовьется творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Обучающиеся получат возможность узнать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
Обучающиеся научатся
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
3-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Наименование раздела Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихсяЛичностные результаты УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Основы художественной грамоты 12 Беседы, просмотр фильмов, посещение театральных представлений, театрализация, игры, общественно-полезные практики. осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Выразительность средств в рисовании 17 Наше творчество 4 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 четверть – 9 часов
Основы художественной грамоты - 9 ч.
1 Творческие работы на тему «Мои увлечения» 1 04.09
2 Рисунки на тему «Я и моя семья» 1 11.09
3 Конкурс на самый красивый фантик. 1 18.09
4 Портрет Зайчика – огородника. 1 25.09
5 Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) 1 02.10
6 Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) 1 09.10
7 Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) 1 16.10
8 Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» 1 23.10
9 Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» 1 30.10
2 четверть – 7 часов
Основы художественной грамоты – 3 часа
10 Рисунки на тему «Братья наши меньшие» 1 13.11
11 Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». 1 20.11
12 Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». 1 27.11
Выразительность средств в рисовании - 4 ч.
13 Творческие работы на тему «Мои увлечения» 1 04.12
14 Рисунки на тему «Я и моя семья» 1 11.12
15 Конкурс на самый красивый фантик. 1 18.12
16 Портрет Зайчика – огородника. 1 25.12
3 четверть - 10 часов
Выразительность средств в рисовании – 10 часов
17 Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) 1 15.01
18 Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) 1 22.01
19 Рисование на тему: «Подводное царство» 1 29.01
20 Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 05.02
21 Конкурс рисунков «Слава армии родной!». 1 12.02
22 Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» 1 19.02
23 Рисование на тему: « Красота вокруг нас». 1 26.02
24 Рисунок-декорация «Сказочный домик» 1 04.03
25 Рисунки на тему «Любимые герои» 1 11.03
26 Рисование на тему: «Люблю природу русскую» 1 18.03
4 четверть - 8 часов
Выразительность средств в рисовании – 4 часа
27 Рисование на тему «Родина моя». 1 01.04
28, 29 Изготовление праздничной открытки. 2 08.04
15.04
30 Конкурс рисунков: «Слава Победе!» 1 22.04
Наше творчество 4 ч
31 Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». 1 29.04
32 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино» 1 06.05
33 Рисование на тему: «Весенние картины» 1 13.05
34 Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный. 1 20.05Итого 34 Информационно – методическое и материально-техническое обеспечение.
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. Мультимедийные средства обучения