Программа дополнительного образования В мире прекрасного художественно-эстетической направленности


ПРИНЯТАрешением педагогического совета
МДОУ «Детский сад№145»
Протокол №7 от 31.08.15. УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
_____________ Н.В.Данилова
Приказ №127от 31.08.15.2015 г.

Основная образовательная программа
дополнительного образования
«В мире прекрасного»
детей дошкольного возраста
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №145»
на 2015-2016 учебный год
410012, г.Саратов, ул.им. Челюскинцев, д.173; 50-86-57; garten145@mail.ru;
Разработана
с учетом программы «Внесем в свой мир Красоту»
В.Н.Степаненко , Е.А.Шустовой
художественной направленности и
программы художественного воспитания, обучения и развития детей
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой

Творческая группа
Данилова Наталия Викторовна - заведующий
Рыбак Анжелика Анатольевна - старший воспитатель
Аникеева Светлана Алексанровна – воспитатель 1 категории
Фадеева Татьяна Павловна – воспитатель 1 категории
Бедрик Елена Владимировна – воспитатель
Яныкина Марина Николаевна – воспитатель
Грушанина Елена Владимировна – воспитатель

г. Саратов
2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3-8
2. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 9-17
3. 1.1. Пояснительная записка 9
4. 1.1.1. Цели и задачи Программы дополнительного образования 10-11
5. 1.1.2. Принципы построения и реализации Программы
дополнительного образования
11-14
6. 1.1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации
Программы дополнительного образования 14-16
7. 1.2.Планируемые результаты освоения
Программы дополнительного образования 16-17
8. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 18-25
9. 2.1.ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18-23
10 2.2.СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 23-24
11 2.3.ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАН НИКОВ 24-25
12. III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 26-40
13. 3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 26-27
14. 3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕН
НОЙ СРЕДЫ 27-28
15. 3.3. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 29-30
16. 3.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30-31
17. 3.5. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕД
СТВАМИ ОБУЧЕНИЯ, ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА АВТОРСКИХ ПО СОБИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31-34
18. 3.6. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34-39
19. 3.7.ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ,МЕРО
ПРИЯТИЙ 39-40
20. 3.8. РЕЖИМ РАБОТЫ 40
21. IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41-46
22. 4.1. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НА КОТОРЫХ
ОРИЕНТИРОВАНА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВА
НИЯ 41
23. 4.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41-42
24. 4.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ 42-44
25. 4.4. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ 44-45
26. 4.5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 45-46
27. ПРИЛОЖЕНИЕ 47
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 годы базовыми национальными ценностями российского общества, закрепленными в Конституции РФ являются семья, здоровье, образование и другие ценности, а в их
числе искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие. Таким образом, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Система воспитания и обучения детей дошкольного возраста, построенная на основе личностно ориентированного подхода, позволяет спроектировать образовательный маршрут ребенка с учётом индивидуальных особенностей его развития, социального запроса со стороны родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим большое значение приобретает дополнительное образование, которое усиливает вариативную составляющую общего образования, создаёт условия для практического применения полученных знаний и навыков дошкольников и повышает познавательную мотивацию детей.
На современном этапе ратифицируется культуросообразный подход к образованию. Такие учёные, как А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Е.А. Вавилин, Ю.Г. Волков, Э.В. Ильенков, Л.Н. Каган и др. показали колоссальное значение культуры в обогащении духовного мира личности. В этой связи образование выступает для ребёнка как посредник в освоении культурного опыта и как условие его духовного роста.
Говоря о возможностях применения репродукций картин мировой живописи в образовательном процессе, укажем на вклад в развитие данного направления, сделанный Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьёвой Е.А. – разработчиками научно-концептуальных аспектов социокультурного проекта «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития, адаптации, реабилитации)». В нём учёные указали на полифункциональность репродукций, проявляющуюся в решении ряда задач:
-          культурно-просветительских (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);
-          воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с наследием мировой живописи, воспитание чувства красоты и эмоционального восприятия);
-          оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.);
-          образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала, социально-культурная адаптация, социализация).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
  Дополнительное образование детей дошкольного возраста по приоритетному художественно-эстетическому развитию является актуальным направлением развития нашего ДОУ, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Программа дополнительного образования направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии;
- обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- формирование общей культуры .Содержание Программы дополнительного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, а также дополнительный раздел.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, раскрывающей цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования, характеристики, значимые для ее разработки и реализации, планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы дополнительного образования включает
описание образовательной деятельности по направлению - художественно-эстетическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности:
игровая (развивающие, дидактические игры, игры с правилами);
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
конструирование из разного материала;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
способы и направления поддержки детской инициативы;
формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
иные, наиболее существенные, характеристики содержания Программы
Организационный раздел Программы дополнительного образования описывает систему условий реализации совместной деятельности взрослого и ребенка, необходимых для достижения целей Программы дополнительного образования, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности:
– психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия;
– особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
– особенности совместной деятельности разных видов и культурных практик;
– способы и направления поддержки детской инициативы;
– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
– особенности режима работы по совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом возрастных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Отдельным подструктурным компонентом (приложением) Программы дополнительного образования являются:
учебный план;
календарный учебный график;
режим работы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «В мире прекрасного» МДОУ «Детский сад № 145» г. Саратова Кировского района (Далее – Программа дополнительного образования) разработана с учетом Программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности под общей редакцией В.В.Кручинкиной и Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой.Основная образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «В мире прекрасного» МДОУ «Детский сад № 145» является нормативно-управленческим документом учреждения, в котором содержится комплекс основных характеристик (объем, содержание, планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов. Специфика Программы дополнительного образования заключается в реализации двух авторских программ, упомянутых выше и именуемых в дальнейшем:
1 направление - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой.
2 направление - Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности В.Н.Степаненко, Е.А.Шустовой.
1.1.1. Цели и задачи Программы
дополнительного образования
Цель: развитие творческих и личностных качеств детей посредством восприятия шедевров мировой живописи и через реализацию продуктивной деятельности детей.
Указанная цель реализуется в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка через решение следующих задач:
-формирование системы знаний о наследии мировой живописи через восприятие полотен великих художников;
-формировать практические навыки продуктивной деятельности посредством лепки, аппликации и рисования.
Цели и задачи 1 и 2 направлений представлены в таблице:
Авторские
программы В.Н.Степаненко, Е.А.Шустова «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
ЦЕЛИ Развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эстетического восприятия
репродукций произведений мировой живописи Формирование у детей дощкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности
ЗАДАЧИ 1.Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным на полотнах великих художников.
2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
3. Создание условий для проявления художественно-творческой активности детей.
4. Социально-культурная адаптация детей.
5. Приобщение к наследию мировой живописи педагогов и родителей через воплощение их в процесс формирования мини-экспозиций дома и посещения экскурсий в культурно-выставочном центре «Радуга» 1.Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства-средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца»
Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и ребенка
1.1.2. Принципы построения и реализации
Программы дополнительного образования
В основе реализации Программы дополнительного образования некоторые принципы дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1) принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
2) принцип научной обоснованности и практической применимости;
3) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
4) принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательных отношений;
5) принцип культуросообразности: учет национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
6) принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
7) принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Принципы построения и реализации авторских программ 1 и 2 напрвлений представлены в таблице:
В.Н.Степаненко, Е.А.Шустова «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
«Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет
принцип научности; наука как источник системы фактов, понятий и закономерностей;
принцип доступности; определяет степень сложности учебного материала, его объем, формы методы обучения;
принцип систематичности; все знания усваиваются постепенно и упорядоченно в соответствии с возрастными возможностями из развития;
принцип сознательности; личное убеждение детей в процессе активного приобретения знаний, их творческая переработка;
принцип наглядности; усвоение знаний через непосредственные наблюдения за предметами и явлениями, путем чувствительного восприятия;
принцип пропедевтики; указывает на организацию предварительной подготовки детей к приобретению новых знаний;
принцип преемственности; учет уровня актуального развития и ориентация их на зону ближайшего развития;
принцип личностного подхода; стимулирование развития и саморазвития каждого ребенка с опорой на сильные качества его личности;
принцип педагогического оптимизма; вера в силы и возможности ребенка, стимулирование и активизация внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизация развития;
принцип коррекционной направленности; учет имеющихся у детей отклонений в развитии при организации процесса обучения посредством использования методов, ориентированных на зону их ближайшего развития;
принцип направленности образования на социальную адаптацию;
принцип деятельностного подхода предполагает предметно-практическую деятельность детей;
принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции
принцип толерантности подразумевает терпимое отношение к детям, испытывающим определенные трудности в обучении принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или содержание программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей к логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному» и незнакомому.
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с «учетом природы» детей-возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества(группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет автора И.А. Лыковой
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения(амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства(информационного поля)-основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на созидание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости(радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Отличительные особенности Программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности В.Н.Степаненко, Е.А.Шустовой
√ использование высококачественных репродукций шедевров мировой живописи
√ вариативность образовательных маршрутов для детей путем выбора тем занятий-экскурсий
√наличие регионального компонента, представленного в занятии «Мой город-Саратов»
√ создание культурно-образовательной среды дошкольного учреждения через организацию выставок и галерей в помещении ДОУ
√ проведение экскурсий по экспозициям для детей и их родителей(законных представителей)
1.1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации
Программы дополнительного образования
Прием на обучение по Программе дополнительного образования осуществляется исключительно по воле родителей (законных представителей).

Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации Программы дополнительного образования организуется 2 раза в неделю (приложение№3)
Контингент воспитанников, осваивающих
Программу дополнительного образования
Подгруппа детей 3-5лет Подгруппа детей 5-6 лет Подгруппа детей 6-7 лет
Реализуемые авторские программы дополнительного образования в соответствии с возрастной категорией
И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
В.Н.Степаненко, Е.А.Шустова «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности
Программа 1 направления рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6лет, 6-7 лет;
Программа 2 направления рассчитана на 3 года обучения для детей 3-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
ДОУ много лет активно сотрудничает с культурно-выставочным центром «Радуга», в залах которого проходят экскурсии для воспитанников . Для каждой возрастной группы педагоги КВЦ «Радуга» в увлекательной форме организовывают до 4-6 занятий в год согласно учебному плану.
В период 2011-2013 уч. г. ДОУ являлось сетевой проектной площадкой в рамках регионального эксперимента по теме: «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений», реализуемого ГАОУ ДПО «СарИПКРО» и Культурно-выставочным центром «Радуга» г. Саратова.
Ежегодно воспитанники, получающие дополнительное образование «В мире прекрасного», являются участниками и призерами районных, региональных и общероссийских конкурсов художественной направленности.
Объем образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
Совместную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
самостоятельную деятельность;
взаимодействие с семьями детей.
Сроки освоения Программы дополнительного образования: 3 года
1.2.Планируемые результаты освоения
Программы дополнительного образования
Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования представлены в таблице:
В.Н.Степаненко, Е.А.Шустова «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
▪умеет выражать эмоциональное отношение к художественным образам, воплощенным на репродукциях шедевров мировой живописи, используя «карточки настроений»;
▪умеет самостоятельно использовать оборудование игровых зон группы для проявления впечатлений , полученных на занятиях-экскурсиях в игровой деятельности;
▪ умеет самостоятельно использовать оборудование игровых зон группы для проявления впечатлений , полученных на занятиях-экскурсиях в театрализованной деятельности ;
▪ умеет самостоятельно использовать оборудование игровых зон группы для проявления впечатлений , полученных на занятиях-экскурсиях в изобразительной деятельности ;
▪ умеет подобрать к предложенным стихам репродукции картины;
▪ умеет с небольшой помощью взрослых изготовить паспарту для мини репродукций • развито восприятие художественных образов в произведениях искусства и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
•развито умение понимать художественный язык;
• умеет самостоятельно созидать-сотворять художественные образы в изобразительной деятельности;
•умеет самостоятельно экспериментировать с художественными инструментами, материалами с целью открытия их свойств и способов создания художественных образов.
• субъективная новизна, оригинальность, и вариативность решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
• нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
• большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами в целях с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов;
• индивидуальный «почерк» детской продукции;
• самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
• способность к интерпретации художественных образов;
• общая ручная умелость
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы дополнительного образования, обеспечивающее реализацию приоритетного направления художественно-эстетического развития личности детей. Содержание Программы дополнительного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, таких как аппликация, лепка, рисование и восприятие шедевров мировой живописи.
Модель образовательного процесса в педагогической деятельности МДОУ
Содержание образовательного процесса в возрастных группах совместной деятельности выстроено с учетом «Программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» авторов В.Н.Степаненко, Е.А.Шустовой художественной направленности и Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой.
Содержание Программы дополнительного образования обеспечивает личностное развитие, заложенного в совокупность, включающую деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности . Образовательный процесс по Программе дополнительного образования организуется в течение всего календарного года согласно годовому учебному графику (приложение№2). и регламентируется согласно учебному плану (приложение№1).
В структуру Программы дополнительного образования 2 направления входят 12 занятий инвариантной и вариативной части, вводное и итоговое занятие. Инвариантная часть состоит из обязательных занятий-экскурсий развивающего характера: минимум - 7 занятий, максимум – 12 занятий. Вариативная часть включает в себя не менее 3 развивающих занятий.
Реализация содержания программы

Мероприятия
в ДОУ
Экскурсии
в различных формах
в КВЦ «Радуга»
Методы и приемы

► музейная педагогика
►здоровьесберегающие технологии
выставки картин
мастер-классы родителей
конкурсы совместного творчества
развлечения, творческие мастерские
проекты, игры-путешествия
фотовыставки, дидактические игры
коллекционирование, мини-музей
совместные занятия с родителями
→ поисково-исследовательский
→ эвристический
→ проблемный
беседа

путешествие

посиделки

Содержание мероприятия

Мотивационная ситуация
игровое задание
письмо от героя
коробка открытий
беседа
рассказ
Итог
дидактические игры

Понятийные категории
паспарту, фотопейзажрепродукция, жанр, оттенок
багет, шедевр, передний план
задний план, тон, набросок
светотень, этюд, морской пейзаж
сказочно-былинный жанр


№ппТематика Цель вариативная,
инвариантная части
1 Мой город-Саратов Социально-культурная адаптация детей при восприятии фотопейзажей родного города инвариантная часть
2 Дивные краски осени Формирование у детей эмоционально-осознанного отношения к художественному образу осени, воплощенного на полотнах великих художников инвариантная часть
3 Зима-чародейка Формирование у детей положительных эмоциональных впечатлений в процессе восприятия художественного образа зимы, воплощенного на полотнах великих художников инвариантная часть
4 Весны очарованье Приобщение детей к наследию мировой живописи посредством восприятия художественного образа весны, воплощенного на полотнах великих художников инвариантная часть
5 В мире сказок и былин Формирование художественно-творческой активности детей при воспитании былинных и сказочных героев инвариантная часть
6 Морская стихия И.К.Айвазовского Формирование у детей желания к познанию и деятельности на примере жизни Айвазовского вариативная часть
7 «В гостях у Шишкина» Формирование у детей целостных образов русской природы посредством знакомства с творчеством «лесного богатыря-художника» Шишкина И.И. вариативная часть
8 Натюрморт Формирование художественно-творческой активности детей в процессе знакомства с одним из жанров живописи-натюрмортомвариативная часть
9 Красота гор Формирование у детей желания к познанию и творчеству в процессе восприятия образа гор вариативная часть
10 Детские образы в живописи Формирование у детей эмоционально-осознанного отношения к детским образам, воплощенным на полотнах великих художников инвариантная часть
11 И ныне живы русские традиции Социализация детей в процессе их знакомства с русскими народными традициями, запечатленными на полотнах художников вариативная часть
12 Кем работать мне тогда, чем мне заниматься Формирование социального опыта детей в ходе их знакомства с творческими профессиями людей, изображенных на полотнах художников вариативная часть
Занятия 2 направления проводятся по пособию «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности» В.Н. Степаненко, Е.А. Шустовой под общей редакцией В.В. Кручинкиной. – Саратов: ООО «Орион», 2010.- 51 с., ил.
В работе используются репродукции произведений мировой живописи:
Фотопейзажи«Соколовая гора»
«Немецкая улица»
«Собор Александра Невского»
«Хлебная площадь»
«Театр оперы и балета»
«Набережная космонавтов»
Шишкин И.И.
«Осенний пейзаж»
«Парк в Павловске»
Поленов В.Д.
«Золотая осень»
Горавский А.Г.
«Грибы.Этюд»
Грицай А.М.
«Прошел легкий дождь»
Иванов Е.Т.
«Натюрморт с овощами» Бродская Л.И.
«Морозное утро»
Жуковский С.Ю.
«Лесная дорога»
Смирнов-Русецкий Б.А.
«Слобода Берендея»
Саврасов А.К.
«Зима»
Клевер Ю.Ю.
«Закат в еловом лесу»
Шишкин И.И.
«На Севере диком» Саврасов А.К.
«Грачи прилетели»
Жуковский С.Ю.
«Весна»
Четвериков А.А.
«Майские березы»
Жуковский С.Ю.
«Подснежники»
Сергеев Н.А.
«Яблони в цвету»
Смирнов-Русецкий Б.А.
«Луг зеленый»
Васнецов В.М,
«Богатыри»
«Витязь на распутье»
«Иван Царевич на сером волке»
«Аленушка»
Рылов А.А.
«В голубом просторе»
Врубель М.А,
«Царевна -Лебедь»
И.К. Айвазовский
«Среди волн»
«Закат солнца в Феодосии»
«Рыбаки на берегу моря»
«Спокойное море»
«Закат солнца»
«Одинокий парусник»
«Спасающиеся от кораблекрушения»«Девятый вал»
«Ниагарский водопад»
Крамской И.Н.
«Портрет художника И.И.Шишкина»
Шишкин И.И.
«Утро в сосновом лесу»
«Туманное утро»
«Дождь в дубовом лесу»
«Этюд.Мухоморы»
«Дубовая роща»
Хруцкий И.Ф.
«Цветы и плоды»
Эйрих Б.
«Натюрморт»
Ж.Б. Роби«Цветы и книга»
Грабарь И.Э.
«Яблоки»
Сезанн П.
«Наторморт с драпировкой»
Крылов П.Н.
«Сирень и три лимона»
Рерих Н.Г.
«Святогор»
«Жемчуг исканий»
«Канченджанга»
«Сокровища мира. Чинтамани»
«Тангла. Песнь о Шамбале»
«Жар-цвет»
Вишняков И.Я.
«Портрет С.-Э. Фермор»
Маковский К.Е.
«На попечении у бабушки. Бабушкины сказки»
Кустодиев Б.М.
«Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»
Брайтн Ривьер«Сочувствие»
Богданов-Бельский Н.П.
«Дети»
Сычков Ф.В.«В огороде»
Лемох К.В.«Варька» Фирсов И.И.
«Юный живописец»
Джордж Гамильтон Баррабл«Песня без слов»
П.Пикассо
«Девочка на шаре»
Дега Э.
«Голубые танцовщицы»
Кипренский О.А.
«Портрет А.С. Пушкина»
Пименов Ю.И.
«Новая волна» Рерих Н.К.
«Заморские гости»
Кустодиев Б.М.
«Купчиха за чаем»
Маковский К.Е.
«Под венец»
Клевер Ю.Ю.
«Зима»
Сычков Ф.В.
«Катание с гор»
Кустодиев Б.М.
«Масленница»
Пимоненко Н.К.
«Святочные гадания»
Содержание Программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой
Реализация содержания программы
Ре
Выставки
конкурсы
Занятия

творческих работ:
- детей
- совместно с родителями
Виды
по замыслу
сюжетная
коллективная
из глины
на готовой основе
модульная
с элементами аппликации
рельефная
Виды
с натуры
с элементами аппликации
по замыслу
по представлению
декоративное
декоративное
с элементами аппликации
Виды
коллективная
сюжетная
с натуры
силуэтная
декоративная
с элементами детского дизайна
мозаика
из разных материалов
с элементами конструирования
Направления продуктивной деятельности
лепка
аппликацияяяфрисование

Экспериментирование

Рисование-экспериментирование
Лепка-экспериментирование

Методы и приемы
традиционные
наглядные;
словесные;
практические.
Инновационные:
информативно -рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
метод проблемного изложения материала.
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец педагога;
показ педагога.
беседа;
рассказ,
искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.


Специфика занятий

После занятия
• обыгрывание ситуаций с силуэтами, фигурками
• игровое экспериментирование
•самостоятельное оформление альбомов
• составление собственной истории, рассказа
• создание коллективной поделки
• свободное экспериментирование в уголке изодеятельности• оформление выставки
• подготовка театрализованного представления - пластилинового спектакля
• подвижные и дидактические игры
• оживление фигурок
• беседы, чтение худ. литературы
• самостоятельная художественная деятельность
•речевые игры
• сравнение реальных изображений с созданными
Предварительная работа
• экскурсии, прогулки
• беседы об увиденном•рассматривание репродукций,
Фотографий, иллюстраций, лоскутов ткани, бытовых предметов, дидактических пособий, открыток, марок
• подвижные и сюжетно-ролевые игры
• дидактические игры с игрушками
• чтение худ. литературы
• наблюдения
• экспериментирование
• организация мини-музеев
• знакомство с шаблонами, трафаретами
• посещение с родителями зоопарка, дельфинария, зоомагазина
• составление предметов из геометрических фигур
• подготовка композиционной основы
• просмотр мультфильмов
• схематические изображения

Вид деятельности Задачи
рисование - совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
- учить рисовать пастелью и восковыми мелками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа(для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента-гуашь, для предварительных набросков – уголь или простой карандаш);
- познакомить с нетрадиционными художественными техниками
аппликация - инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа(обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание техник);
- совершенствовать содержание и технику прорезного декора( снежинки, салфетки, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы);
- познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений(хоровод елочек, стайка рыбок и др.);
- показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки);
- познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки)
лепка - побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему(например, «Динозавры», «В сказочном лесу», «На дне морском», «Наши любимые игрушки»), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приемы декорирования образа
Занятия 1 направления проводятся по методическим пособиям для специалистов ДОУ:
1) Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва, 2007;
2) Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва, 2007;
3) Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва, 2007;
4) Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в изостудии. И.А. Лыкова Издательский дом «Карапуз», творческий центр Сфера, Москва 2008;
2.2. Способы и направления
поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы опираются на содержание раздела 2.4. ООП ДО дошкольного учреждения.
Важнейшим условием реализации Программы дополнительного образования является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
обеспечение эмоционального благополучия детей;
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагоги ориентированы на:
проявление уважения к личности ребенка и развитие демократического стиля взаимодействия с ним и с другими педагогами;
создание условий для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
обсуждение совместно с детьми возникающих конфликтов, помощь в их решении, выработка общих правил, стимулирование проявления уважения друг к другу;
обсуждение с детьми важных жизненных вопросов, стимулирование проявления позиции ребенка;
стимулирование внимания детей к тому факту, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям;
обсуждение с родителями (законными представителями) целевых ориентиров, на достижение которых направлена деятельность педагогов, и включение членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система воспитательно-образовательной деятельности нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и творческая активность. В ДОУ созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Образовательная среда и деятельность педагогов стимулируют развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные и творческие интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
2.3.Формы взаимодействия педагогического коллектива
с родителями(законными представителями) воспитанников
Специфика реализации взаимодействия педагогов с родителями представлена в таблице:
Методы изучения семьи
Анкетирование
Тестирование
Формы работы с родителями
Индивидуальные консультации
Диагностика по группам
Родительские собрания с использованием репродукций мировой живописи
Приобщение родителей к совместной деятельности
Семейный круглый стол
День открытых дверей
Мастер-классы
Консультации
Выставки детского рисунка
Фото-выставкКонкурсы
Мини-библиотека с коллекцией литературы художественно-эстетической направленности
Оформление фотоальбомов о работе по дополнительному образованию
Создание презентаций по реализации Программы дополнительного образования
Встречи с интересными людьми
Проведение праздников, досугов художественно-эстетической направленности, творческих вечеров с участием родителей
Создание мини-экспозиций дома
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка
При организации психолого-педагогических условий Программа дополнительного образования опирается на основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ и предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования в МДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской творческой деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация развивающей
предметно-пространственной среды
РППС в МДОУ:
- обеспечивает реализацию Программы дополнительного образования, разработанную с учетом Программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности В.Н.Степаненко под общей редакцией В.В.Кручинкиной и Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой.
- учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МДОУ, участников сетевого взаимодействия и пр.);
В каждой группе в качестве центров художественно-эстетического развития имеются:
- картинные галереи;
- уголки творчества для самостоятельной деятельности;
- выставки детского творчества;
- выставка изделий народного декоративно-прикладного искусства;
- игровой уголок для настольно-печатных игр художественно-эстетической направленности;
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- творческую активность всех воспитанников;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Мебель и оборудование групповой комнаты соответствуют росту и возрасту детей, безопасны, исправны, эстетичны. Игрушки и другие предметы обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Вид помещения. Функциональное использование Оснащение
Групповые комнаты:
Проведение занятий-экскурсий по ознакомлению с картинами
Проведение занятий по лепке, рисованию, аппликации
Самостоятельная творческая деятельность.
Дидактические игры
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Тематические досуги.
Развлечения.
Детская мебель для практической деятельности.
Уголок для изобразительной самостоятельной детской деятельности («Веселый карандашик», «Яркий зонтик», «Солнышко»)
Картинные галереи в групповых помещениях
Оборудование для занятий продуктивной деятельностью
(кисти, краски (акварель, гуашь, белила, акриловые и др.), сангина, восковые мелки, альбомы)Пазлы, настольно-печатные, дидактические игры
по художественно-эстетическому развитию
Альбомы для рассматривания с изображением различных жанров искусства
Наборы открыток
Подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями
Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
Мультимедийное оборудование
Магнитные доски
Раздевальная комната:
Информационно-просветительская работа с родителями Информационный уголок.
Выставки детского творчества.
Наглядно-информационный материал для родителей.
Методический кабинет:
Осуществление методической помощи педагогам.
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов.
Библиотека педагогической и методической литературы.
Библиотека периодических изданий.
Медиатека (презентации по художественно-эстетическому развитию)
Пособия для занятий.
Опыт работы педагогов.
Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов.
Демонстрационный материал для занятий с детьми.
Иллюстративный материал.
3.3. Кадровые условия реализации
Программы дополнительного образования
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими работниками МДОУ.
Квалификация педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
Сведения о педагогическом коллективе представлены в таблице:
Общая численность педагогических работников, в том числе: 9 человек
Численность педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 4 человека
Численность педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 5 человека
Численность педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 2 человек
Высшая 0 человек
Первая 2 человека
Численность педагогических, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации по профилю педагогической деятельности 6 человек
Численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов 6 человек
Педагогические работники, реализующие Программу дополнительного образования, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий художественно-эстетического развития детей.
Переподготовка или повышение квалификации педагогических и руководящих работников МДОУ осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования города Саратова.
МДОУ обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам художественно-эстетического образования детей с привлечением других организаций и партнеров таких, как КВЦ «Радуга», музей им.Радищева, областная библиотека для детей и юношества им.Пушкина А.С. и др.
Педагогические работники систематически принимают участие в семинарах различного уровня, открытых мероприятиях, своевременно повышают свою квалификацию по направлению «художественно-эстетическое развитие».
В МДОУ организованы открытые обучающие мероприятия, консультации, функционирует методическая библиотека, медиатека.

3.4. Материально-техническое обеспечение
Программы дополнительного образования
В данном разделе содержится описание материально-технических ресурсов, необходимых для эффективной организации в соответствии с приоритетным художественно-эстетическим направлением образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач.
Материально-технические условия реализации Программы дополнительного образования соответствуют:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2014года №113 «О внесении изменений в правила противопожарного режима в РФ»;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (авторские пособия, оборудование, оснащение (предметы).ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы дополнительного образования: ноутбук - 5 шт., принтер - 1 шт., многофункциональное копировальное устройство - 1 шт., магнитофон - 2 шт., мультимедиа - 1 шт., DVD-проигрыватель - 1 шт. 3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения , обоснование выбора авторских пособий в соответствии с Программой дополнительного образования
Авторские пособия 1-го и 2-го направления адресованы:
руководителям дошкольных учреждений, методистам, воспитателям ДОУ, руководителям изостудий, гувернерам, родителям, всем, кто интересуется художественным развитием детей дошкольного возраста.
Оборудование предназначено для развивающей предметно-пространственной среды Учреждения.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования используются:
→ 3 групповых помещения, оборудованные мебелью для проведения занятий;
→ методический кабинет, имеющий всю необходимую методическую литературу, демонстрационный материал для использования при совместной деятельности;
→ кабинет заведующего ;→ картинная галерея ДОУ, картинные галереи и уголки творчества в групповых помещениях;
→ залы КВЦ «Радуга».
Преимуществами нашего микрорайона является наличие таких объектов
социокультурного значения, как КВЦ «Радуга», художественный музей им. Радищева.
Близость данных объектов играет большую роль в организации развивающей внешней образовательной среды, способствующей к организации деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Направления
образовательной деятельности Методические материалы Средства обучения
(печатные,демонстрационные, раздаточный материал, рабочие альбомы)
2 направление 1.Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности В.Н.Степаненко. Под общей редакцией В.В.Кручинкиной Е.А.Шустова Саратов: ООО «Орион», 2010 – 51л., ил
2.Организация развивающих занятий с детьми дошкольного возраста: Методические рекомендации, Саратов :Издательство ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.-52 с.
3. Интернет-ресурс- http://agniart/4. Интернет-ресурс – http://radugasar/*Репродукции произведений мировой живописи
(перечень репродукций см.Содержательный раздел Программы дополнительного образования ДОУ)
стр.____
*Наглядно-дидактические пособия «Мир искусства»4-7лет:
*Пейзаж, Портрет
Детский портрет, Натюрморт
Краснушкин Е.В.
Мозаика Синтез, Москва, 2013
*Серия книг «Великие художники»
Леонардо да Винчи, том 3
Шишкин, том 9
Серов, том 11
Крамской , том 13
Издательство «Директ-Медиа»
Москва, 2009
Дидактические пособия для индивидуальной работы по ознакомлению с жанрами искусства дошольников*Журналы «Художественная галерея»DeAGOSTINI* Настольно-печатная игра
Лото. Шедевры мирового искусства
Дидактические игры
«Отреставрируй картину»
«Составь натюрморт»
«Создай портрет»
«Четвертый лишний»
медиатека1 направление 1. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва 2007
2. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва 2007
3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. И.А. Лыкова Издательство «Карапуз-Дидактика», Москва 2007
4. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в изостудии. И.А. Лыкова Издательский дом «Карапуз», творческий центр Сфера, Москва 2008
5. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки» *Пособия для работы с детьми
И.А. Лыковой ООО Карапуз-Дидактика, 2007
Лесные поделки. Азбука конструирования
Лепим с мамой. Азбука лепки
*Наглядно-методические пособия -технологические карты И.А. Лыковой ООО Карапуз-Дидактика, 2007
Рисование красками.ИгрушкиРисование красками.ПриродаАппликация из бумаги.
Игрушки.Насекомые.
Цветы.Лес.Море.
*Наглядно-методические пособия: знакомство
с народным искусством И.А. Лыковой ООО Цветной мир, 2011
Дымковские игрушки
Цветные лошадки
Любимые сказки
Филимоновская игрушка
Веселый городецНебесная гжель
Старинные изразцы
Золотая хохлома
*Дидактический материал
Народное творчество
Народное творчество-2
С.ВохринцеваИздательство
«Страна фантазий»
*Дидактические игры
Собери пазлы. Городецкая роспись
Лото
Четвертый лишний
МедиатекаОборудование для занятий
Магнитные доски-3шт, мольберты-3шт, стенды для картин-3 шт, стенды для выставки детских работ-3 шт,
Уголки творчества для самостоятельной продуктивной деятельности, в которых содержатся:
- альбомы для рассматривания с изображением предметов различных жанров искусства(живопись, графика, архитектура, мозаика),
- краски: акварель, гуашь, пастель; сангина, уголь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти для красок, подставки для кистей, цветной картон (глянцевый, гофрированый, фольгинированный, с рисунком), цветная бумага(флуоресцентная, крепированная, глянцевая, тонированная, цветная фольга), ножницы, клей ПВА, пластилин, глина, доски для работ с пластилином, бросовый материал(ватные диски, ватные палочки, пряжа, крупы, упаковочный материал, бумажные салфетки), материал для декорирования (бисер, бусины, пайетки), фигурный дырокол и др; салфетки для вытирания рук после занятий, емкости для воды, стеки
Обоснование выбора авторских программ в соответствии с Программой дополнительного образования
Авторская программа В.Н.Степаненко, Е.А.Шустова «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности, основанная на использовании репродукций шедевров мировой живописи, предоставляет возможность успешно осваивать культурное пространство современной жизни.
Авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки» представляет новый подход к художественно-творческому развитию ребенка, в котором гармонично сочетается классика и современность, традиции и новаторство.
Авторские программы, учитывают современные тенденции развития общества, потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, а также возможности педагогов и сложившиеся традиции дошкольного учреждения.
3.6. Планирование образовательной деятельности
1 год обучения
№ месяц Тематика занятий Вид деятельности
1 Сентябрь «Картинки для наших шкафчиков» Рисование
2 «Посмотрим в окошко» 3 «Поезд мчится тук-тук-тук» Аппликация
4 «Цветочная клумба» 5 «Цветной домик» 6 «Вот поезд наш едет, колеса стучат» лепка
7 «Жуки на цветочной клумбе» 8 «Ушастые пирамидки» 9 Октябрь «Храбрый петушок» рисование
10 «Яблоко спелое, красное, сладкое» 11 «Кисть рябинки, гроздь калинки» 12 «Листопад и звездопад» аппликация
13 «Золотые подсолнухи» 14 «Петя, петушок, золотой гребешок» лепка
15 «Вот какой арбуз у нас» 16 «Мухомор» 17 Ноябрь «Мышь и воробей» рисование
18 «Зайка серенький стал беленький» 19 «Тучи по небу бежали» аппликация
20 «Заюшкин огород» 21 «Полосатый коврик для кота» 22 «Во саду ли, во огороде» лепка
23 «Вот ежик-ни головы, ни ножек» 24 «Лижет лапу сибирский кот» 25 Декабрь «Перчатки и котятки» рисование
26 «Морозные узоры» 27 «Наша елочка» 28 «Праздничная елочка» аппликация
29 «Новогодняя открытка» 30 «Снегурочка танцует» лепка
31 «Дед Мороз принес подарки» 32 «Дымковская лощадка» 33 Январь «Снеговики в шарфиках и шапочках» рисование
34 «Кто-то в рукавичке живет» 35 «Крючка, Злючка а Закорючка» 36 «Снежная баба-франтиха» лепка
37 «Сонюшки-пеленашки» 38 «Два жадных медвежонка» 39 Февраль «Как розовые яблоки, на ветках снегири» рисование
40 «Мышки и мишка» 41 «Храбрый мышонок» 42 «Избушка ледяная и лубяная» аппликация
43 «Быстрокрылые самолеты» 44 «Прилетайте в гости» лепка
45 «Веселые вертолеты» 46 «Сова и синица» 47 Март «Веселые матрешки» рисование
48 «Красивые салфетки» 49 «Сосульки на крыше» аппликация
50 «Воробьи в лужах» 51 «Цветы-сердечки» лепка
52 «Чайный сервиз для игрушек» 53 «Филимоновские игрушки-свистульки» 54 «Курочка и петушок» 55 Апрель «Кошка с воздушными шариками» аппликация
56 «Живые облака» 57 «Ракеты и кометы» 58 «Мышонок -моряк» 59 «Рыбки играют, рыбки сверкают» 60 «Звезды и кометы» лепка
61 «По реке плывет кораблик» 62 «Наш аквариум» 63 Май «Радуга-дуга, не давай дождя» рисование
64 «Путаница-перепутаница» 65 «У солнышка в гостях» аппликация
66 «Муха Цокотуха» лепка
2 год обучения
№ месяц Тематика занятий Вид деятельности
1
Сентябрь
«Веселое лето»коллективный альбом рисование
2 «Деревья в нашем парке» 3 «Цветные ладошки» аппликация
4 «Наш город»коллективная аппликация 5 «Наши любимые игрушки» лепка
6 «Собака со щенком» 7 «Веселые человечки» 8 Октябрь «Загадки с грядки» рисование
9 «Осенние листья» 10 «Нарядные лошадки» 11 «Наша ферма» аппликация
12 «Цветные зонтики» 13 «Осенний натюрморт» лепка
14 «Листья танцуют» 15 Ноябрь «Золотая хохлома и золотой лес» рисование
16 «Чудесные превращения кляксы» 17 «Золотые березы» аппликация
18 «Жила-была конфета» 19 «Зайчишки-трусишка и храбришка» 20 «Косматый мишка» лепка
21 «Глиняный ляп» 22 Декабрь «Белая береза под моим окном» рисование
23 «Волшебные снежинки» 24 «Еловые веточки» 25 «Снеговики в шапочках и шарфиках» аппликация
26 «Звездочки танцуют» 27 «Снежный кролик» лепка
28 «Звонкие колокольчики» 29 Январь «Весело качусь я под в сугроб…» рисование
30 «Веселый клоун» 31 «Где-то на белом свете…» аппликация
32 «Заснеженный дом» 33 «Шляпа фокусника» 34 «Мы поедем, мы помчимся» лепка
35 «На арене цирка дрессированные животные» 36 Февраль «Фантастические цветы» рисование
37 «Папин портрет» 38 «Дружные ребята» аппликация
39 «Весенний букет» 40 «Муравьишки в муравейнике» лепка
41 «Кружка для папы» 42 «Крямнямчики» 43 Март «Солнышко, нарядись!» рисование
44 «Солнечный цвет» 45 «Весеннее небо» 46 «Солнышко, улыбнись!» аппликация
47 «Водоноски-франтихи» 48 «Солнышко , покажись!» лепка
49 «Весенний ковер» 50 Апрель «Я рисую море» рисование
51 «Морская азбука» 52 «По морям, по волнам…» аппликация
53 «Стайка дельфинов» 54 «Заморский натюрморт» 55 «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» лепка
56 «Топают по острову слоны и носороги» 57 Май «Зеленый май» рисование
58 «Радуга-дуга» 59 «Чем пахнет лето» 60 «Цветы луговые» аппликация
61 «Нарядные бабочки» 62 «Мы на луг ходили, мы лужок лепили…» лепка
63 «Чудесные раковины» 3 год обучения
№ месяц Тематика занятий Вид деятельности
1 Сентябрь «Улетает наше лето» рисование
2 «Чудесная мозаика» 3 «Бабочки-красавицы» аппликация
4 «Наша клумба» 5 «Спортивный праздник » лепка
6 «Азбука в картинках» 7 Октябрь «Лес, точно терем расписной» рисование
8 «Деревья смотрят в озеро» 9 «Осенний натюрморт» аппликация
10 «Кудрявые деревья» 11 «Грибное лукошко» лепка
12 «Лебедушка» 13 Ноябрь «Такие разные зонтики» рисование
14 «Разговорчивый родник» 15 «Там сосны высокие» аппликация
16 «Тихо ночь ложится на вершины гор» 17 «Отважные парашютисты» лепка
18 «Едем-гудим, с пути уйди» 19 Декабрь «Морозные узоры» рисование
20 «Дремлет лес под сказку сна» 21 «Шляпы, короны, кокошники» аппликация
22 «Цветочные снежинки» 23 «Пугало огородное» лепка
24 «Елкины игрушки-шишки и хлопушки» 25 Январь «Кони-птицы» рисование
26 «Нарядный индюк» 27 «Избушка на курьих ножках» аппликация
28 «Перо Жар-птицы» 29 «Нарядный индюк» лепка
30 «Лягушонка в коробчонке» 31 Февраль «Рыбки играют, рыбки сверкают» рисование
32 «Белый медведь и северное сияние» 33 «Тридцать три богатыря» аппликация
34 «Аквалангисты и Красное море» 35 «У лукоморья дуб зеленый» лепка
36 «На дне морском» 37 Март «Мы с мамой улыбаемся» рисование
38 «Букет цветов» 39 «Салфетка под конфетницу» аппликация
40 «Пушистые картины» 41 «Чудо-цветок» лепка
42 «Чудо-букет» 43 Апрель «Золотые облака» рисование
44 «Заря алая разливается» 45 «Звезды и кометы» аппликация
46 «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» 47 «В далеком космосе» лепка
48 «Наш космодром» 49 Май «Весенняя гроза» рисование
50 «Цветочные вазы и корзины» 51 «Букет с папоротником» аппликация
52 «Лягушонок и водная лилия» 53 «Дерево жизни» лепка
54 «Пластилиновый спектакль» 2 направление В.Н. Степаненко, Е.А. Шустова Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности
№ Дата проведения занятия Тематика занятий Место проведения
1 год обучения (5-6 лет)
1 сентябрь Вводное занятие «Давайте знакомиться» КВЦ «Радуга»
2 октябрь «Мой город Саратов» КВЦ «Радуга»
3 ноябрь «Дивные краски осени» КВЦ «Радуга»
4 декабрь «Портрет» ДОУ
5 январь «Зима-чародейка» КВЦ «Радуга»
6 февраль «В мире сказок и былин» КВЦ «Радуга»
7 март «Пейзаж» ДОУ
8 апрель «Весны очарованье» КВЦ «Радуга»
9 май «Детские образы в живописи» КВЦ «Радуга»
2 год бучения (6-7лет)
1 сентябрь «Тихие воды» ДОУ
2 «И ныне живы русские традиции» КВЦ «Радуга»
3 октябрь «Морская стихия Айвазовского» КВЦ «Радуга»
4 «В мастерской художника» ДОУ
5 ноябрь «Фотохудожники об осени» с выставкой личных фотографий осеннего пейзажа ДОУ
6 «Приглашаем посетить наш вернисаж»
с детьми –экскурсоводами ДОУ
7 декабрь «В гостях у Шишкина» КВЦ «Радуга»
8 Дидактические игры «Узнай картину» ДОУ
9 январь Презентация «Жанры в живописи» ДОУ
10 «Натюрморт» КВЦ «Радуга»
11 февраль «Моя любимая картина» с детьми -экскурсоводами ДОУ
12 Выставка фото «Домашний натюрморт» ДОУ
13 март «Красота гор» КВЦ «Радуга»
14 «Женские образы в живописи» КВЦ «Радуга»
15 апрель «Если видишь на картине…»творческая лаборатория ДОУ
16 «Кем работать мне тогда, чем заниматься» КВЦ «Радуга»
17 май Развлечение в парке «Мой пейзаж» парк
18 Итоговое занятие «Внесем в свой мир Красоту» с использованием метода проекта КВЦ «Радуга»
3.7.Особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий
№ппНазвание мероприятия Дата проведения
1 Выставки детских работ по рисованию, аппликации, лепке В конце каждого месяца
2 Выставка картин для родителей с участием детей-экскурсоводов 4 раза в год
3 Посещение художественного музея
им. .Радищева 1 раз в год
4 Посещение КВЦ «Радуга» Согласно учебному плану
5 Участие в районных, городских, региональных конкурсах художественной направленности В течение года
6 Тематические выставки совместных со взрослыми творческих работ Согласно плану
7 Развлечение совместно с родителями
«Если видишь на картине…»
«Краски природы»
«Пластилиновая сказка» В течение года
8 Совместные занятия с родителями 1 раз в 2 месяца
9 Мастер-классы, проводимые родителями В течение года
3.8. Режим работы
Реализация работы по дополнительному образованию осуществляется 2 раза в неделю по выходным дням: суббота, воскресенье
Продолжительность 1 мероприятия регламентируется требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 и составляет:
для детей 3-5 лет – 20мин;
для детей 5-6 лет – 25 мин;
для детей 6-7 лет – 30 мин.
Мероприятия по совместной деятельности взрослого и ребенка носят статический характер, поэтому в рамках каждого мероприятия проводится 1-2 физкультурные минутки.
В связи со спецификой Программы дополнительного образования, реализующей два направления работы, количество занятий распределяется следующим образом:
в месяц
для детей 3-5лет реализуется только 2 направление работы;
для детей 5-6 лет реализуются 7 занятий 2-го направления, 1 занятие 1-го направления работы
для детей 6-7 лет реализуется 6 занятий 2-го направления, 2 занятия 1-го направления
группы Дни недели Время занятий Направления занятий
3-5 лет Суббота,
воскресенье 10.00-10.20 2 направление
5-6 лет 10.00-10.25 1-3 недели месяца-2 направление;
4неделя месяца
(1 занятие)
2 направления
6-7 лет 10.00-10.40 1-3 недели месяца-2направление;
4неделя месяца
(2 занятия)-2направления
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Презентация Программы дополнительного образования размещена на интернет-сайте МДОУ в разделе «Сведения о ДОУ» (http://www.dou145.edu.sarcomobr.ru.)
4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых
ориентированаПрограмма дополнительного образования
Содержание Программы дополнительного образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в Учреждении:
от 3 до 5 лет (младше-средняя группа);
от 5 до 6 лет (старшая группа);
от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
4.2. Используемые программы
дополнительного образования
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ:
задачи, планирование, конспекты занятий.
Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.
В.Н. Степаненко, Е.А. Шустова Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности Саратов ООО «Орион», 2010 .
Программа «Внесем в свой мир Красоту» нацелена на развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи ООО «Издательский дом «Агни» г. Самары.
Данная программа является результатом многолетнего опыта работы сотрудников Культурно-выставочного центра «Радуга» с дошкольными образовательными учреждениями г. Саратова и адресована руководителям дошкольных учреждений, их заместителям, педагогам и родителям, а также всем, кто занимается развитием детей дошкольного возраста. В реализации данной программы могут участвовать дети от 5 до 7 лет (дети 6-7 лет – 1 год обучения, дети 5-7 лет – 2 года обучения). В структуру Программы входят 12 занятий инвариантной и вариативной частей, а также вводное и итоговое занятие («Давайте знакомиться» и «Внесем в свой мир Красоту»)
4.3. Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями детей
Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей - гармонизировать духовное и эмоциональное состояние человека, раскрывать его внутренний потенциал.
Основные задачи:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам художественно-эстетического развития детей, условий организации разнообразной продуктивной деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом художественно-эстетического развития в детском саду и семье.
информирование друг друга об актуальных задачах художественно-эстетического развития детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в Учреждении условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях художественно-эстетической направленности , организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные принципы работы педагогического коллектива с семьями детей:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогических работников и родителей в воспитании детей;
создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Осуществление координации в художественном воспитании обучении детей с их родителями (другими членами семьи) по следующим направлениям:
взаимопонимание и взаимоинформирование;
непрерывное образование воспитывающих взрослых;
совместная деятельность, а именно:
родители участвуют в работе совета педагогов, органов самоуправления;
родители могут присутствовать в учреждении (в рамках образовательной деятельности и др.), помогать в организации и проведении мероприятий;
педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят собрания, беседы, тематические выставки и пр.);
педагоги оказывают индивидуальную помощь родителям (проводят консультации по художественному воспитанию детей дома, знакомят со списком рекомендуемой литературы):
- Ветрова Г.Н. Айвазовский - М.: Белый город, 2004.-12 с.
-Ветрова Г.Н. Васнецов – М.: Белый город, 2004. – 12 с.
- Ветрова Г.Н. Кустодиев – М.: Белый город, 2003. – 12 с.
- Ветрова Г.Н. Рерих – М.: Белый город, 2004. – 12с .- Ветрова Г.Н. Саврасов – М.: Белый город, 2006. – 12с .- Ветрова Г.Н. Шишкин – М.: Белый город, 2004. – 12с .- Майорова Н., Скоков Г. Юлий Клевер – М.: Белый город, 2004. – 12 с.
- Майорова Н., Скоков Г. Иван Айвазовский – М.: Белый город, 2005. 12 с.
- Мурашова Е. Николай Богданов-Бельский – М.: Белый город, 2004. – 12 с.
организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, посиделки, семейные праздники и др.);
используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, клубы, мастер-классы и др.);
используются различные средства информации (выпускается печатный орган для родителей, проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, стенгазеты, демонстрируются видеофильмы).
4.4. Перечень нормативных и
нормативно-методических документов
При разработке основной образовательной программы дополнительного образования основными нормативными документами являются следующие:
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014);
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированого в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014);
Правила пожарной безопасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2014года №113 «О внесении изменений в правила противопожарного режима в РФ»;
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
ООП ДО МДОУ «Детский сад№145»
Устав дошкольного образовательного учреждения.
4.5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство,1986.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 1999.
Соломенникова О.А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством). – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Времена года» выпуск 1,2. – Самара. Издательский дом «Агни», 2008.
Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Детский образ в живописи» выпуск 1,2. – Самара. Издательский дом «Агни», 2008.
Интернет-ресурсы
http://agniart.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ