Исследовательская работа в секции №В мире прекрасного
Районная научно-практическая конференция школьников
«Я и мир вокруг»
Секция
«В мире прекрасного»
Философия русской иконы
Автор работы:
Федотов Игорь Владимирович,
учащийся 11Б класса МОУ «СОШ №2
р. п. Новые Бурасы
Новобурасского района
Саратовской области»
Научный руководитель :
Бочкарёва Л.А., учитель русского языка
и литературы.
2014 г.
Содержание.
Введение Стр. 3
1.Икона и её язык. Стр. 4
2. Символика икон . Стр. 7
2.1 Символика жестов. Стр. 8
2.2 Символика вещей. Стр. 8
2.3 Изображение церковных таинств. Стр. 9
2.4 Символика цвета. Стр.10
3. Центральные образы древнерусского искусства. Стр.12
3.1 Образы Спаса. Стр.12
3.2 Образы Богородицы. Стр.13
4. Богословие икон Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Стр.15
5.Заключение. Стр.21
6. Библиография. Стр.22
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к иконописи в наше время вновь становится актуальным. И не потому, что сейчас модно говорить о старине, интересоваться антиквариатом и вообще быть ценителем культурного наследия прошлого. Иконопись – это та особая сфера духовной и, одновременно, творческой деятельности людей, которая является символом определенной атмосферы, царящей в обществе.
Таинственная загадочная красота иконы восхищает и увлекает, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства, становится предметом изучения и исследования специалистов. Икона, как и любое произведение искусства, дает богатейший материал для изучения духовной атмосферы того времени, к которому принадлежит. Иконы различны не только по месту или эпохе их происхождения. Вся русская иконопись необычайно разнообразна по тому смыслу, который раскрывается в образе. Если мы внимательно всмотримся даже в иконы одной школы и одной эпохи, то увидим, насколько многосторонне и неисчерпаемо содержание мира, который эти иконы показывают и открывают нам. Это с одной стороны. С другой - каждая икона также таит в себе неисчерпаемость содержания и открывается постепенно, по мере духовного возрастания человека.
В подлинной иконе всегда остается последняя глубина, которая воспринимается лишь в молитвенном созерцании и которую невозможно перевести в описывающее или анализирующее слово - на то это и образ. Все слова - приблизительны, они лишь подступы, лишь подпоры для начала вхождения в мир иконы и помощь для ориентации среди большого количества и разнообразия дошедших до наших дней памятников.
Икон на Руси создавалось много. Их писали не только в развитых центрах русских земель, но и на окраинах, так как потребность в иконе всегда была очень велика. Как часть Церкви и часть богослужения икона сопутствовала жизни русского христианина на всех его путях. Немыслим без иконы православный храм, немыслимо без образа и русское жилище. Во всех его помещениях находились иконы. В домах нередко имелись особые молельни со множеством образов. В жилых комнатах непременно был красный угол с постоянно теплящейся лампадой или свечой. Из поколения в поколение переходили семейные иконы - моленные или благословенные, памятные, венчальные... Особо чтимые иконы «поднимали» во времена военной опасности и стихийных бедствий, а также в благодарность за особую милость Божию. Вход в город, село или монастырь освящался иконой, которая поставлялась на ворота, с чем нередко связаны и их названия: ворота Никольские, Спасские, Знаменские... Икона участвовала в военных походах, входила в состав походной церкви. Создавались и небольшие походные иконостасы в виде складней- для молитвы в пути, для охранения. Свои чтимые иконы имели и трудовые артели, все дела которых начинались молитвой «у образа». Рассматривая иконы, мы часто задаем вопросы: "Кто изображен? Что изображено?", а потом - "Почему так изображено?". Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные. Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской иконописи, невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий забвения, которое принес наш век.
Цель работы: исследовав изображения русских икон, постараться понять многосторонний и неисчерпаемый смысл, который вкладывается в образ иконы. Задачи: 1)познакомиться с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами;
2) изучить иконы Храма Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном в р.п. Новые Бурасы, и рассказать об их богословии.
Гипотеза: икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа.
1.Икона и ее язык
Иконопись (от гр. eikon- изображение, образ) – вид станковой живописи, произведения которой посвящены моленным образам. Развивалась, главным образом, в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие).
Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме.
Согласно христианским преданиям, некоторые иконы написаны перстом Божиим, некоторые – Ангелами. Ангелы служили иконам, перенося их с места на место ; многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копьями и стрелами, источали кровь и слезы, не говоря уже о других бесчисленных знамениях, как исцеления и прочее. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же вещает образом.
С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.
Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.
На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше».
По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них – икона Божией Матери – была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами.
Трогательно поучительна легенда о кончине преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу. Преподобный утешал огорченного, говоря, что Бог может «единым словом написать икону Своей Матери».
Опечаленный человек ушел, и тотчас после его ухода в келью преподобного вошел некий юноша и начал писать икону. Болящий старец принял пришедшего за человека и подумал, что заказчик, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота работы и искусность показывали другое. Накладывая золото, растирая на камне краски и живописуя ими, неизвестный написал икону в продолжение трех часов, потом спросил: «Отче, быть может, чего недостает или в чем-либо я погрешил?» «Ты сделал все прекрасно, – сказал старец, – сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он сам сделал через тебя». С наступлением вечера иконописец вместе с иконой стал невидим. Наутро, к великой радости заказчика, икона оказалась в храме, на назначенном для нее месте. А когда после богослужения все пришли благодарить болящего и спрашивали его, кем и как была написана икона, преподобный Алипий ответил: «Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу».
2.Символика иконы
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.
Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
2.1Символика жестов
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
2.2 Символика вещей
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.
2.3 Изображение церковных таинств
Сосуд с водой – таинство крещения.
Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
Чаша и дискос – таинство причащения.
Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
Рука благословляющая – таинство священства.
Рука, держащая руку – таинство венчания.
Сосуд с елеем – таинство елеосвящения (соборования).
2.4 Символика цвета в иконе
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий - это Небесный цвет (символ Неба). Темно-красный цвет одежд Богородицы - символ Богоматеринства. У Спасителя синий гиматий - символ Его Божественности, а темно-красный хитон - символ Его человеческой природы. Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.
Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца - это "Свет", знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инакопь (инакопь - графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии.
3. Центральные образы древнерусского искусства
3 .1 Образы Спаса
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства- образ Иисуса Христа. Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, пренесший спасение человеческому роду.
Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы 1С ХС - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос ("Христос" по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.
Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.
Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.
До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве ( 1043-1046 гг ).
Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них. пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде «Звенигородским Спасом».
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос и в распространенных композициях "Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так как "воссев на престол". Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.
3.2. Образы Богородицы
Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель - образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.
Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия- Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская", которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню - "яко уно есть нам умерети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы
Владимирская икона - самая чтимая и самая известная из богородичных икон на Руси. Но за десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке.
Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.
Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.
"Умилением" является прославленная «Богоматерь Донская» - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон в битву на Куликовом поле, где одержана была великая победа над татарами.
Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались «Одигитрия», что означает «Путеводительница». В композициях «Одигигрия» Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерь Смоленская». Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитри» находился в Смоленске.
Существует еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним относятся: «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Оранта (молящаяся)», «Богоматерь Знамение»
Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп: иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения. Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.
4.Богословие икон Храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Цепочка церквей -жемчужинок, разбросанных по селам Новобурасского района, находятся в полуразрушенном состоянии. Двумя словами описывается та атмосфера, ощущаешь которую при встрече с бывшими православными храмами. Грех – позволять такой красоте разрушаться. Одиночество – состояние величественного храма: никого у него нет – ни прихожан, ни благодетелей. Пустынно.
Остро ощущается чувство потери, когда оказываешься перед дверьми запертого на замок деревенского храма и прикасаешься к старинной кладке замерзшими пальцами. Не отогреют, не впустят, не за что, не заслужил. Пугайся теперь всех шорохов и теней, заглядывая через окно в запертую церковь, относись к религии как к диковинной зверюшке – пережитку давно минувших дней- и продолжай говорить дальше, что сохранение этой красоты от тебя самого не зависит.
Храмы разрушены, но всё-таки величественно красивы.
4.1Храм во имя Николая Чудотворца.
Гремячка - новобурасское село, в котором 19 декабря отмечается престольный праздник Николая Чудотворца, во имя которого в 1828 году была освящена местная церковь священником Петровского уездного храма во имя Николая Чудотворца.
С этого времени село стали называть Никольским, а престольным праздником в селе стал Никола, которого почитают и отмечают 19.12 и 22.05. Церковь в те годы была очень красивая, утопала в зарослях сирени, тополей, акации. Её было видно с любого конца села. Позади церкви рос яблоневый сад, а с восточной стороны находилось тихое, уединенное место, где хоронили церковнослужителей . В 1914 году церковь реставрировалась. А 23 февраля 1918 года декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Церкви начали разрушать и взрывать. Не избежала подобной участи и Гремяченская церковь. В 1938 году с купола церкви был сброшен большой колокол, и при падении часть его откололась. Колокола переплавили, хозяйственные постройки снесли, осталось только здание церковно-приходской школы, служившее впоследствии сельской школой. При разграблении церковного имущества жители села укрыли иконы по домам. Позже, когда в Вязовке построили клуб, на его строительство в церкви вырывали полы, окна, двери, и она была окончательно разорена. В таком состоянии Гремячевская церковь находится и по сей день.
4.2Храм во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца.
Каменный храм во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в селе Кутьино Новобурасского района был освящен в 1911 году. После революции, уже в начале 20-х церковь была закрыта и разграблена.
Даже полуразрушенное, храмовое здание сохраняет свое величие и по сей день. Поскольку полная его реставрация приходу пока не под силу, в начале 90-х местные жители возвели рядом с ним небольшую церковь - так называемый малый Никольский храм. Недавно он был заново отремонтирован.
4.3 Церковь во имя Архангела Михаила
В 17 км от районного центра Новые Бурасы расположено село Лох. Оно возникло в XVII веке как сторожевой пункт по охране Русского государства от набегов кочевников. Основателями Лоха были пахотные солдаты Петровской крепости, построенной в 1697 – 1699 годах в верхнем течении реки Медведицы, по личному указу Петра I.
В досоветский период село имело еще одно название – Архангельское, в честь построенной там в 1752 году церкви во имя Архангела Михаила. Церковь эта была деревянной и простояла более 100 лет. В 70-х годах XIX века ее сломали и продали в село Лопатино Пензенской губернии за 800 рублей. На месте старой церкви в 1872 году была построена часовня. В начале 80-х годов XIX века здесь же была построена новая каменная церковь. В ней имелся трехъярусный иконостас с позолотой. В придворе храма стояла огромная, перенесенная из старой церкви икона, на которой был изображен «страшный суд».
Церковь стояла на возвышенности, была обнесена каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах. Церковь регламентировала личную жизнь крестьян Лоха. Она освящала все важнейшие события в их жизни: рождение, свадьбы, похороны. В 1950-е годы были сняты купола, планировалось снести колокольню, однако гусеничному трактору удалось сорвать только верхнюю часть звонницы.
Несмотря на то, что церковь претерпевает серьёзные разрушения, роспись всё ещё сохранилась ,и от внушительности Спаса под куполом трудно отвести глаз.
4.4 Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1866 году в селе Новые Бурасы стараниями прихожан была построена деревянная церковь с деревянной же колокольней. Престолов в церкви было три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, левый во имя святителя и Чудотворца Николая. Но, как и другие храмы, он был закрыт в 20-е годы XX века.
Здание храма до наших дней не сохранилось, предположительно было уничтожено в годы гонений.
16 июня 1999 года по постановлению районного собрания депутатов в собственность новобурасского прихода было передано здание
кинотеатра "Заря", перестроенное в 2000 году. 13 февраля 2005 года Преосвященнейший Лонгин, епископ Саратовский и Вольский, совершил чин великого освящения Покровского храма.
Сейчас в церкви, благодаря стараниям настоятеля Иоанна Ковача и прихожан. произведен ремонт ризницы, кровельные работы над алтарем, установлен баптистерий. В церкви есть иконы, которые, по словам отца Иоанна, очень почитаемы новобурасцами, и к которым они идут со своими печалями и болью. Некоторые из них я представлю в своей работе.
Икона Николая Чудотворца. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".
Матрона Московская. Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 года в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Слепая от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Однажды её односельчанка сказала ей с сочувствием: "Жаль, что вы не видите красоту мира". Слепая ответила: "Мне Бог показал мир, творение Свое. И солнышко, и звезды и красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек". Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом - сначала местные жители, а затем и приезжие из других мест. Она чувствовала приближение опасности, стихийных бедствий. Люди прослышали, что она может исцелять от болезней. К ней потянулись больные из окрестных деревень и из других губерний. Привозили лежачих, и девочка поднимала их на ноги. Когда Матроне исполнилось семнадцать лет, у нее отнялись ноги. До своей кончины еще около пятидесяти лет она не вставала. Еще в детстве Матрона предсказала революцию, как "будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать". Образно она показывала, как будут делить землю, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Как-то спросили матушку: "Как Господь допустил столько храмов разрушить?". Она отвечала: "Потому, что верующих будет мало. Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие. Раньше люди ходили в храмы, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами. Мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут - выбирайте! Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!" Нескончаемым потоком идут к ней люди, жаждущие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи.
Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» достойно почитается православным народом, как чудотворный. В последнее время возродилось почитание дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни стал известен во всем православном мире.
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег.
Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.
Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»!
Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Родные и близкие тех, кто одержим пьянством, стремятся вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходят уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
Заключение
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее велики трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытывают практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном, хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности и в недостатке знаний у отдельного человека, и в драматической судьбе самого древнерусского искусства, и в драмах нашей истории.
Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления – древнерусской иконописи.
Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Библиография
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное искусство. 1978.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. – М., Просвещение, 1993.
3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М., Изобрази- тельное искусство. 1970.
4. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.. Просвещение, 1974.
5. http://days.pravoslavie.ru
13PAGE 15
13PAGE 142115