Рабочая программа факультативного учебного курса Секреты грамотного письма 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»г. ВОРКУТЫ


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического приказом директора «МОУ СОШ № 23»
объединения учителей г. Воркуты
русского языка и литературы от 30 августа 2014 года № 309
Протокол от 30.08.2014 № 1 _________________Г.А. Сергеева
30.08.2014
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
Протокол от 30.08.2014 № 1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА»

7 классы
основное общее образование

Срок реализации 1 год






РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА Сергеева Г.А.,
учитель русского языка
















ВОРКУТА
2014 ГОД
Пояснительная записка
Данный факультатив позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи курса:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Данный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.






























Тематический план (35 часов)


п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание курса


Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
1
Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?


Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
1
«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных «фонемное»! «Нефонемное» правило.


Тайна фонемы.
1
Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).


Ударение под гласной может сделать букву ясной.
2
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.


Коварные словарные слова.
2
Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).


Орфографический словарь – наш главный помощник.
1
Работа со словарем.


Проверь себя. Тест №1.
1



Опасные согласные.
1
\°Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.


Звонкие и глухие «двойняшки»
1
Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.


Старые знакомые Ъ и Ь
1
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.


Большие и маленькие (правописание имен собственных)
1
Работа по карточкам.


Слитно, раздельно, через дефис.
3
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО- со словами.


Сколько писать: одну или две?
2
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е).


Как справиться со сложными словами?
1
Способы образования сложных слов.


Решение орфографических задач.
1



Проверь себя. Тест №2.
1



История образования и написания числительных
1
Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».


Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
1
Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом


Орфографические головоломки.
1



Приставки труженицы (классификация приставок)
2
Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.


Приставки-труженицы (классификация приставок)
1
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.


Кто командует корнями?
1
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,
-плов-, -мок-).


Проверь себя. Тест №3.
1



Суффиксы - большие молодцы.
1
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.


Волшебный клубок орфограмм.
1



Путешествие в страну русского языка.
1
Работа с текстом.


Проверь себя. Тест №4.
1
Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)


Значение орфографии.
1
Обобщение принципов орфографии.



Требования к уровню подготовки учащихся

находить в словах изученные орфограммы,
обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.






































Список литературы
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.


ђ Заголовок 215