РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
9 класс
Срок реализации программ: 2015-2016 учебный год
Рабочая программа курса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Секреты орфографии» рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Секреты русской орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. контролирующий (диктанты, тесты)
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний;
правила постановки знаков препинания.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
расставлять знаки препинания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ».
№
занятия Тема занятия Количество часов Дата
1 Введение. 1 ч 2 Основные факторы современного русского письма. 3 Части орфографии. 1 ч 4 Морфологический принцип орфографии. 5 Нарушения морфологического принципа орфографии. 1 ч 6 Орфография и морфология. 7 Переход прилагательных в существительные. 1 ч 8 Переход причастий в прилагательные. 9 Отличие предлогов от приставок. 1 ч 10 Отличие предлогов от наречий. 11 Отличие предлогов от существительных 12 Отличие предлогов от деепричастий. 13 Отличие НЕ от НИ. 1 ч 14 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи. 1 ч 15 НЕ с различными частями речи 1 ч 16 Правописание Н и НН во всех частях речи. 1 ч 17 Итоговое занятие. 1 Литература:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.
Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.
Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.