Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»
Урок русского языка в 10 классе по теме
«Способы словообразования в русском языке»
Цель: повторить способы образования слов в русском языке;
Задачи: образовывать слова по данной модели;
вспомнить понятие омонимии;
Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты
Содержание и ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Работа с интерактивной доской (или карточки)
Вставьте буквы и вспомните правило:
Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;
КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;
Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;
ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;
ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.
КУЗНЕЦ.., ПЛОВЦ.., БЛЕДНОЛИЦ..Й;
СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;
Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;
Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;
ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я
III. Работа по теме урока
1. - Какие способы образования слов вы знаете?
- Каким способом образовались слова: ПОТЕМНЕТЬ – ТЕМНЕТЬ, АВТОЗАВОДСКОЙ – АВТОЗАВОД, СОЕДИНИТЬ – ЕДИНЫЙ, ЛЕДОКОЛ – ЛЕД, МОРОЖЕНОЕ – МОРОЖЕНОЕ.
2. Работа с учебником – стр. 64, 65 (устно)
- Объясните мне, как образовано слово:
1)доверчивый доверять + -чив-
клеветникклевета + -ник-
– Как называется такой способ образования слов? - СУФФИКСАЛЬНЫЙ
2)беспорядокбес- + порядок
неприятныйне- + приятный
– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНЫЙ
3)безработица без- +работа +-иц-
нахлебник на- + хлеб + -ник-
– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
4)свистсвист
·ть
входвходить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)
– Как называется такой способ образования слов?
БЕССУФФИКСНЫЙ
3.Тренировочные упражнения:
По данной модели образуйте слова:
«там, где»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а
«то, чем»: точить, сеять, молотить, дробить,
зажигать, гореть.
Корень+ ств о например: коварный коварство
Предлагайте свои примеры. (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)
приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)
Работа у доски (интерактивной): (вызывается один воспитанник и записывает слова)
1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.
– По какому принципу мы распределили слова в три группы?
- Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)
– Чем является -ок- в первом случае? (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)
– А во втором? (суффикс в значении «тот, кто»)
– В третьем случае ОК входит в состав корня.
4. К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим на с. 64 вашего учебника.
Упр. 126 (часть II) (письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями) 1 воспитанник – человек, сердце
2 воспитанник – душа, благо
(н-р: человеколюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.
сердцеед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.
душа-человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.
благовест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)
5. Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
IV.Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Самостоятельная работа – упр. 134
V. Итоги урока:
- Что изучает морфемика?
- Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
- Какие способы образования слов вы знаете?
- Расскажите о морфологическом способе словообразования?
- Что означаети неморфологический способ словообразования?
VI. Домашняя работа: Упр.126 (I часть), упр. 131