Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Урок русского языка в 10 классе по теме
«Способы словообразования в русском языке»

Цель: повторить способы образования слов в русском языке;
Задачи: образовывать слова по данной модели;
вспомнить понятие омонимии;

Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты

Содержание и ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания
1.Работа с интерактивной доской (или карточки)
Вставьте буквы и вспомните правило:
Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;
КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;
Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;
ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;
ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.
КУЗНЕЦ.., ПЛОВЦ.., БЛЕДНОЛИЦ..Й;
СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;
Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;
Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;
ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я

III. Работа по теме урока
1. - Какие способы образования слов вы знаете?
- Каким способом образовались слова: ПОТЕМНЕТЬ – ТЕМНЕТЬ, АВТОЗАВОДСКОЙ – АВТОЗАВОД, СОЕДИНИТЬ – ЕДИНЫЙ, ЛЕДОКОЛ – ЛЕД, МОРОЖЕНОЕ – МОРОЖЕНОЕ.

2. Работа с учебником – стр. 64, 65 (устно)

- Объясните мне, как образовано слово:

1)доверчивый доверять + -чив-

клеветникклевета + -ник-

– Как называется такой способ образования слов? - СУФФИКСАЛЬНЫЙ

2)беспорядокбес- + порядок

неприятныйне- + приятный
– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНЫЙ

3)безработица без- +работа +-иц-

нахлебник на- + хлеб + -ник-

– Как называется такой способ образования слов?
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

4)свистсвист
·ть

входвходить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)

– Как называется такой способ образования слов?
БЕССУФФИКСНЫЙ

3.Тренировочные упражнения:

По данной модели образуйте слова:
«там, где»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а
«то, чем»: точить, сеять, молотить, дробить,
зажигать, гореть.
Корень+ ств о например: коварный коварство

Предлагайте свои примеры. (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)

приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)

Работа у доски (интерактивной): (вызывается один воспитанник и записывает слова)

1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.

– По какому принципу мы распределили слова в три группы?
- Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)
– Чем является -ок- в первом случае? (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)
– А во втором? (суффикс в значении «тот, кто»)
– В третьем случае ОК входит в состав корня.

4. К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим на с. 64 вашего учебника.

Упр. 126 (часть II) (письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями) 1 воспитанник – человек, сердце
2 воспитанник – душа, благо
(н-р: человеколюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.
сердцеед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.
душа-человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.
благовест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)

5. Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

IV.Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Самостоятельная работа – упр. 134

V. Итоги урока:
- Что изучает морфемика?
- Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
- Какие способы образования слов вы знаете?
- Расскажите о морфологическом способе словообразования?
- Что означаети неморфологический способ словообразования?

VI. Домашняя работа: Упр.126 (I часть), упр. 131