Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Способы словообразования в русском языке»

Урок в 5 классе на тему:
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
Цели: организовать деятельность по углублению знаний значимых частях слова и способах словообразования; развивать логическое мышление, внимание, устную речь; воздействовать на формирование толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Повторение.
- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Вспомните, какая наука  о языке занимается правописанием слов. (Орфография)
- А почему она так называется?
- Теперь давайте повторим уже изученные вами орфограммы.
     2.1.Назовите орфограммы и объясните написание слов:
Ночной, плющ, сказка, речка, сварщик, золотой, вьюн, дремуч, грустный, площадка, подъезд, тишь, дремлешь, молотьба, удивление, скрипишь, концерт, могуч.
2.2 . Фонетический разбор слова:
- Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные существительные (сказ, сказывать, сказать, подсказка, сказание, рассказ, рассказывать, сказочный, подсказывать, )
- Чем отличаются друг от друга однокоренные слова? (составом основы, смыслом).
3. Вспомним:           Слово делится на части,
 Ах, какое это счастье!
 Может каждый грамотей
 Делать слово из частей!
-Назовите части, на которые делится слово (ввести понятие морфема).
-Сделайте морфемный анализ однокоренных слов (разбор по составу)
4. Новая тема: Внимательно посмотрите на слова, можете ли сказать, как получились новые слова? Сегодня на уроке мы поговорим об этом. Тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.
-Что надо узнать? чему научиться?
Обобщим: узнать, от чего и при помощи чего образуются новые слова, какие способы для этого существуют в русском языке; отработать умения определять состав слова, образовывать новые слова, определять способ образования слова.
5. Объяснение нового материала учителем. 
1) Слово учителя: В русском языке слова образуются при помощи 3 основных способов: приставки, суффикса и приставки и суффикса одновременно. При помощи приставки и суффикса образуется большая часть слов русского языка. Однокоренные слова можно образовать при помощи приставки – приставочный способ. Слова образуются от производящих основ: возьмем три слова: порядок, путник, заголовок. Добавим к ним приставки бес-, с-, под- Что получится? Новые слова с новым лексическим значением. Каким? (отсутствие чего –либо, совместное действие, действие снизу вверх; приближения к чему-н., напр. подкатить, подлететь; прибавления, напр. подвалить, подлить; повторения действия вслед за другим- поддакивать, подпевать; проявления действия в слабом или незаметном, скрытом виде, напр. подкрасить, подзакусить).
Такие слова и основы называются производными.
-Какое из записанных слов образовалось таким способом? (сказывать – рассказывать + словообразовательный анализ – понятие)
1.1. Закрепление:
1) -Упр. 364-выпишите из текста, глаголы, образованные при помощи приставки, обозначьте приставки и производящие основы. Что они обозначают? (начало и конец действия)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и всё.

2).Слово учителя. Суффиксальный способ. Возьмем слова красный, желтый, сладкий, коричневый -1, 2 группа (упр. 369). Прибавьте к ним суффиксы -оват- или -еват-. Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы? (неполнота признака). 3, 4 группа. – упр. 371: образуйте от глаголов капать, качать, шагать слова с суффиксом -ну-.
- Какие слова получились? Какое значение внесли суффиксы?
2.1. Задание: Запишите слова: по вариантам: пограничник, безвинный, подоконник, подбородок, подснежник. Найдите производящую основу, исходное слово.
-Что получилось? Проверьте себя: граница, вина, окно, борода, снег.
-Вывод: так образуются слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный способ). Эти три способа образования слов - основные в русском языке.
2.2. Распределительный диктант – упр. 375: распределить слова в три столбика, в зависимости от способа образования: учительница, пришкольный, защищать, перебежать, изображение, казашка, безлунный, мальчишка, списать, ночевать.
6. Закрепление изученного материала (по группам)
1) упр. 367: образовать слова при помощи приставок: рас-, вы-, по-, за-, под-, с-, до- от слов: петь, ехать, лететь, играть, работать. Что обозначают приставки? (начало и конец действия)
2) упр. 372: образуйте слова при помощи суффиксов, обозначающих людей: учить, водить, читать, работа, помощь, гордый, храбрый, мудрый, трактор, волейбол, теннис. Обозначьте суффиксы. Сделайте вывод.
7. Итоги урока
8. Домашнее задание:  П. 44, стр. 136-137, упр. 376, 377(4 группы)

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415