Урок моделирующего типа по теме Искусство театра. Древняя Греция.
Искусство театра. Древняя Греция.
(Урок моделирующего типа)
Цель. Продолжить работу над раскрытием и пониманием системы ценностей и картины мира древних греков.
Концепция. Театр – это целый мир.
Рекомендуемое оформление: иллюстрация – фото «Театр Диониса»; проекты учащихся, исполняющих роль архитекторов; различные маски актёров; фото мраморного бюста Эсхила (V век до н.э.; портрет Еврипида; фото бюста Софокла.
Способы деятельности на уроке: абстрагирование, анализ, аналогия, сравнение и обобщение.
1.Слово учителя.
Вы самостоятельно поработали с дополнительной литературой. И сейчас мы должны поделиться своими представлениями об истоках театрального искусства, познакомиться с характерными чертами, определяющими своеобразие античного театра, поработать над расширением своего лексикона. Чтобы приблизиться к нашей цели и решить поставленные задачи, каждый из нас сегодня будет исполнять определённую роль. Среди нас есть драматурги, хореги, актёры, декораторы, архитекторы, историки, зрители. Я возьму на себя роль некоего ведущего.
Театр греков и римлян – древнейший на территории Европы. Наследие, оставленное нам античностью в области искусства огромно. Основные роды поэзии – эпос, лирика и драма – возникли в Греции. Античная архитектура и скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии. Образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже выдающиеся западноевропейские драматурги неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и другие).
- С чего же всё началось?
Посмотрите, пожалуйста, на эти слова.
(На доске: МАЛЫЕ ДИОНИСИИ, ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ) Что они означают?
- Каких названий праздников здесь нет? (Линеи, анфестерии).
- Почему именно Дионису были посвящены эти праздники?
( Историки делают сообщения.)
- Именно праздники, посвящённые Дионису, подарили нам известные термины «драма», «трагедия», «комедия». Вспомните, что они означали? Обратите внимание на схемы, не забудьте их заполнить.
- Где обычно проходили праздники?
- Почему именно Афины стали центром культурной жизни Греции? (Демократический полис).
- Когда, в творчестве каких драматургов театральное искусство Древней Греции достигло высшего выражения? (Эсхила, Софокла и Еврипида).
- Драматические представления, посвящённые Дионису, проходили в форме состязания драматургов. Попробуете посостязаться и вы. Итак, у нас команды трёх драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Мы несколько изменим принципы состязаний, так как на дворе век 21. Но для проведения любого состязания необходимы судьи.
- А кто судил состязания драматургов в Древней Греции? (Особые выборные лица).
Сегодня я предлагаю исполнить эти роли нашим гостям (или ребятам, которые имеют хорошие знания по данной теме).
- Итак, состязание начинается. Все театральные представления проходили на открытом воздухе. И всё-таки театр имел свою архитектуру.
2.СЛОВО АРХИТЕКТОРАМ.
Театр, оркестр, сцена. Развитие драматургии определяло и эволюцию постановочной техники.
ЭККИКЛЕМА - выдвижная площадка на низких колёсах.
ЭОРЕМА – приспособление для поднятия героев пьесы в воздух.
ПАРАСКЕНИЯ – два боковых строения для хранения декораций и другого театрального имущества.
ПРОСКЕНИЙ – передняя стена скены, колоннада, изображающая фасад храма или дворца.
ПАРОДЫ – проходы, через которые выступали на орхестру хор и актёры.
ТЕАТРОН – места для зрителей.
ОРХЕСТРА - круглая площадка, на которой выступали хор и актёры.
СКЕНА – деревянное строение (сцена).
- И.А. Бунин посвятил эти стоки одному из известных драматургов:
Я содрогаюсь, глядя на твои
Черты немые, полные могучей
И строгой мысли. С древней простотой
Изваян ты, о старец. Бесконечно
Далёки дни, когда ты жил, и мифом
Теперь те дни нам кажутся.
КОМУ?
3.СЛОВО ЭСХИЛУ.
4.СЛОВО СОФОКЛУ.
5.СЛОВО ЕВРИПИДУ.
- Драматические представления шли 3 дня с утра и до вечера. Три трагика должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатирическую драму. Мы изменили условия состязаний, и сейчас я предлагаю командам представить отрывки из творений ваших драматургов.
6.СЛОВО ХОРЕГАМ.
7.СЛОВО АКТЁРАМ. Актёры представляют сцены из известных произведений драматургов.
8.СЛОВО ДИЗАЙНЕРАМ.
Вопросы к командам.
К команде Эсхила: что можно сказать о нравственных оценках Эсхила, о его понимании добра и зла?
К команде Софокла: почему интерес к отдельной личности заставил Софокла изменить состав исполнителей: третий актёр, иная роль хора?
К команде Еврипида: какие проблемы были поставлены драматургом ?
Роль зрителей в театре. Каждая из команд должна рассказать о роли зрителей во время состязаний драматургов.
Обобщение материала и выводы делают учащиеся.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ ТЕАТРА? Театр был школой для афинских граждан, он выполнял помимо культовых, просветительско - воспитательные функции. Театр –государственное учреждение. Организатор – государство.
-Обратите внимание на свои листочки, не забудьте поработать с ними. (См.Приложение)
(Листочки сдаются.)
Итак, наше небольшое состязание завершилось. Вам, судьи предстоит решить, кто сегодня победил.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Рассмотрите комедию Аристофана «Лягушки», написанную вскоре после смерти Еврипида. Как в ней отражена борьба за трон между Эсхилом и Еврипидом. Какие проблемы были поставлены Аристофаном в этом произведении?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Античный театр
1. «Проверь себя»:
а) вспомните первоначальные значения слов:
драма -__________________________________________________________
трагедия –_______________________________________________________
комедия - _______________________________________________________
б) укажите стрелочками, авторами каких произведений являются известные драматурги:
«Медея»
Эсхил «Эдип-царь»
Софокл «Прометей Прикованный»
Еврипид «Персы»
«Антигона»
«Ифигения в Авлиде»
в) назовите главные темы творчества
Эсхила__________________________________________________________
Софокла_________________________________________________________
Еврипида________________________________________________________
г) распределите слова по группам:
Хор
Эккиклема
Орхестра
Хорег
Действующие лица Актёр Архитектура театральных Театрон античного
представлений Скена театра
( их подготовки и Хоревты
проведения) Корифей
Эорема
Драматург
2.Своеобразие античного театра:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 1Заголовок 215