Статья — Духовное — нравственное воспитание студентов в контексте его всестороннего развития


Министерство образования и науки Республики Калмыкия
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
Духовное - нравственное воспитание студентов
в контексте его всестороннего развития
Манджиева М.Б: преподаватель спецдисциплин2016 г.
Введение
«Нет, и не может быть школы... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание..Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России возвращение в педагогическую науку, практику категории духовности как ценностного основания образования школьников становится очевидным. Современное воспитание школьников актуализируется: «Нет, и не может быть школы... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль. XXI век, по мнению ученых, прогнозируется как век Человека, где современные воспитательные технологии признаются высшей ценностью. Они являются основой развития не только образования, но и науки, искусства, культуры. Вместе с тем недооценка современных технологий в развитии личности студентов в связи с господством на протяжении длительного времени авторитарной педагогики является спецификой воспитания российских школ. Формирование мира молодежи осуществляется в процессе созидательной, добротворческой деятельности подрастающего поколения под воздействием позитивной социальной среды. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью воспитания учащихся в сложных условиях социума: это дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства; возросшее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками; мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей; кризисом семьи и детства, разрыв между детско-взрослой жизнью, радикальными изменениями опыта, ценностей, смыслов жизни молодого поколения по сравнении с их родителями и т.д.
Предмет исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.
Цель – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

Глава 1. Современные воспитательные технологии
1.1 Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, представлению, памяти, вниманию, воображению, мышлению и т.д. Имея биологическую основу, она характеризует определенную зрелость структур головного мозга, отвечающих за те или иные способности, знания, умения, навыки. Эта структура неоднородна, что указывает на разную степень готовности к восприятию, но ее можно совершенствовать. От нее зависит весь комплекс формирования человека: от физического и умственного до культурно-нравственного.
Воспитательная готовность – это также следствие воспитания и обучения.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения студентов. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.[15]
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях.
Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, «отечественник» или «отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран и т.д.
Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.]Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности.
Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.
Воспитательные мероприятия.
В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование». Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие — отрезок воспитательного процесса.
Главное, как мы теперь понимаем, не число и не звучность мероприятий, а их педагогическая целесообразность. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий, а не их случайный набор может обеспечить максимальную воспитательную отдачу. Когда педагог четко представляет себе комплексную цель воспитания, учитывающую потребности коллектива и личности, дает ученикам возможность проявить свои знания и убеждения в деятельности, он не станет прибегать к формальной педагогике.
Главные отличительные особенности воспитательного мероприятия необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий.
В основе воспитательных мероприятий два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй; как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное мероприятие одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.
Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.
Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).
Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного мероприятия. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность — первый враг воспитательных мероприятий. Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.
Воспитательные мероприятия не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проектируя мероприятие, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят мероприятие, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.
Воспитательные мероприятия должны быть разнообразными. Яркие мероприятия воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных мероприятий интересных разработок, и это гарантирует от повторения, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности.
Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных мероприятий без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе ВМ будет мероприятием, а не собственным мероприятием студентов.
От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное мероприятие, чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отметать главное от второстепенного. Иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.
Сегодня «Правила для учащихся», действовавшие в школе 60-80-х годов, вошли в противоречие с требованиями жизни. Теперь право вырабатывать, собственные правила предоставлено всем учебно-воспитательным заведениям. Но оказалось, что разработать их непросто, ибо должны быть тщательно учтены не только обязанности, но и права и свободы воспитанников. Последние так долго игнорировались и подавлялись нашей школой, что педагоги испытывают немалые затруднения, пытаясь вернуть школе статус общественного учреждения.
Среди общих требований, определяющих успех воспитательных мероприятий дисциплинарной направленности, выделяются следующие. Каждое новое мероприятие, основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисциплины на более высоком уровне. Поэтому и сами мероприятия могут повторяться или механически переноситься из одной школы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, потребностям именно данной школы, все время усложняться. Поскольку воспитание идет не по частям, а в комплексе, то и мероприятия всегда должны выполняться в определенной, четко слаженной системе.
Вывод:
Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу школы. Сегодня воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и школьников в сфере их совместной (учебной и внеучебной) деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих влияние на школьную молодежь, является студенческая атмосфера, воспитательная среда формируется силами всех сотрудников школы. Концепция должна служить основой для создания Комплексного плана воспитательной работы в колледже, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы в школе. Воспитательная работа должна морально и материально стимулироваться. Система воспитания должна носить динамичный, творческий и демократичный характер, постоянно развиваться и обогащаться и т.д.