На тему Духовное и нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Духовное и нравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературы
В.М. Королюк, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н.Толстой
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, весьма напряженный процесс "делания" собственной души. А душа находит выражение, прежде всего, в слове.
Замечательно сказал Н.М. Карамзин: "Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим".
Работая в школе, ежедневно вступая в общение, в том числе и языковое, понимаешь, что такая необходимость является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был «строго воспрещен». Речевой цинизм становится модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой, зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.
В современных условиях на литературу и русский язык как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином Приднестровья. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция отечественного образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евгения Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое
место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
То, что Чехов назвал талантом человеческим, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.
Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Безусловно, интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема: возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи ?
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. А «всходы» мы сможем наблюдать только спустя многие годы.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества.
15