Нравственное и духовное воспитание учащихся на уроках истории
Выступление на педагогическом совете на тему:
НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Подготовила:
Панькова М.П. учитель истории и обществознания
В современном школьном образовании особую значимость приобрела проблема нравственного и духовного воспитания обучающихся. На ее актуальность указывают многие нежелательные явления, прежде всего: отсутствие у школьников уважения к людям старшего поколения, утрата ответственности за свои поступки, искажение представлений о добре, дружбе, милосердии, патриотизме.
Федеральный государственный стандарт общего образования определяет школе важнейшую функцию - обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Духовность и нравственность - важнейшие базисные характеристики личности, существующие в неразрывном единстве. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Духовность - основа нравственности. Нравственность - совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Словарь И. Ожегова определяет нравственность как внутренние, духовные свойства, которыми управляется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].
Результатом духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственная воспитанность, основу которой составляет система отношений личности к окружающему миру. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, отражается в отношениях к Родине, к деятельности, к людям. Отношение представляет собой сложное целостное образование, включающее знания, чувства, практический опыт, формирующийся на протяжении всех лет обучения в школе.
«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи - развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы» [4].
Духовно-нравственное воспитание обучающихся происходит под влиянием многих факторов: условий учебной деятельности, нравственной атмосферы школы, увиденного и услышанного на уроках и в процессе повседневного общения со сверстниками и учителями.
Огромный воспитательный потенциал заложен в предметах гуманитарного цикла, прежде всего на уроках истории.
На уроках истории школьники анализируют исторические процессы, выявляют объективные причины событий прошлого, определяют их последствия и значение в судьбе Отечества. На уроках истории учащиеся приобретают опыт нравственных взаимоотношений, учатся слушать и понимать учителя и своих одноклассников, отстаивать свое мнение, переживать чувство радости от успехов и огорчения от ошибок.
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания на уроках истории необычайно богат: оформленные стенды; видеоматериалы; мультимедийные презентации; труды выдающихся историков; образцы поведения людей в разных ситуациях исторических событиях.
Изучение педагогической литературы показало, что среди ученых нет единого подхода к определению уровней и критериев нравственной воспитанности учащихся. В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции выделяют:
развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов);
направленность личности (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский);
любовь и преданность своему Отечеству, понимание общественного долга и др. [1].
В работах ряда ученых в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности школьников выделяются: нравственная направленность, сформированность отношения к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, учебе и труду [2].
Основными критериями уровня духовно-нравственной воспитанности являются:
Свобода личности (самодисциплина, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение).
Гуманность личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, доброжелательность, готовность оказать помощь близким и дальним, понимание ценности человеческой жизни).
Духовность личности (потребность в самопознании; потребность в красоте, потребность в общении) и другие.
Обобщая изученный опыт можно сделать вывод о том, что единого подхода к исследованию духовно-нравственной воспитанности нет. Образовательные учреждения и учителя индивидуальны в выборе уровней, критериев, свободны в выборе диагностического инструментария. Уровни и критерии нравственной воспитанности определяются возрастными особенностями и качествами личности, которые могут быть преобладающими для различного возраста учащихся.
Использованная литература:
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян. – М.: Педагогика, 2005.
2. Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие. / М.П. Нечаев. – М.: АРКТИ, 2005. - с.45, 47,14
3. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Просвещение, 1995. - 478 с.
4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -130 с.
15