Методические рекомендации по теме «Нравственное и духовное воспитание на уроках истории»
История - это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей.
Как учитель истории может воспитывать нравственность на уроках сегодня?
нравственных ценностей.
Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является одной из актуальных тем в наше время.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать:
труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;
народная педагогика;
нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;
произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников.
Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.
Одна из интересных форм работы на уроках , работа с историческими документами.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Урок необходимо организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность.
Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому можно предложить детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.
Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания.
Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства.
Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.
Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучения это жанр, предназначенный для непосредственного наставления, поэтому и произносились они на общедоступном разговорном языке.Обычно поучения составлялись церковнослужителями, но в данном случае их автор - князь, представитель высшей власти. В этом поучении чувствуется большое желание князя передать своим детям самое важное, о чем размышлял сам. Владимир Мономах говорит о том, как нужно поступать, как нужно чувствовать, объясняет, почему следует делать так, а не иначе.
В «Поучении» содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который «милостив и премилостив».
Но в «Поучении» есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям. Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными. В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его мнению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах.
А вот самый любимый завет: «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев». Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.
«Поучение» Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья. Так давайте же следовать советам мудрых людей!