Урок математики на тему статистические характеристики
Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел.
Цель:
1. Дать понятие о статистических характеристиках- среднее арифметическое чисел, мода и размах. Формировать у учащихся применять знания к решению практических задач, контроль, оценка знаний и умений учащихся.
2. развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся,, умение сопоставлять, анализировать
3. способствовать воспитанию у учащихся аккуратности, усидчивости, навыков учебного труда, интерес к предмету; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; воспитывать ответственное отношение к каждой минуте рабочего времени.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Ресурсы: ИКТ, флипчарт-бумажный, маркеры, учебник -как ресурс.
Ход урока:
1. Деление на группы методом цвета (перед уроком учащимся раздаю определенные цвета по способностям учащихся, например: красный -сильным, синий-ударникам, зелёный-троечникам, жёлтый-для тех кто не успевает и потом прошу ребят сформировать группы, чтобы в каждой группе было одинаковое количество цветов).
2. Создание микроклимата с помощью тренинга "Хвалишки".
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
3. Психологический настрой. Показ видеоролика "Хорошее настроение"
4. Заполнение таблицы "ЗХУ"
Знаю Хочу узнать узнал
5. Беседа по цепочке "Автобусная остановка".
Вопросы низкого и высокого порядка на повторение.
1) Как сложить две десятичные дроби?
2) Как вычесть две десятичные дроби?
3) Как умножить десятичную дробь на разрядные единицы 10,100,1000 и т.д.?
4) 4,5*10=?
5) Округлите число 3,78 до десятых.
6) 2,56-1,55=?
7) 0,4:0,02=?
8) Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной
9)8,5*0,1=?
10) Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?
11) 2,5*4=?
12) 3,63:10=?
13) Как разделить десятичную дробь на разрядные единицы 10,100,1000?
14) 21,3:0,3=?
15) Округлите число 2,865 до сотых.
16) Сравните 3,25 и 3,26.
17) 8,93*10=?
18) 1,2:0,6=?
19) 5-4,5=?
20) 71:100=?
Учащиеся, которые занимаются на отлично засекают время. На каждый вопрос даётся время 10 сек.
4. Работа по группам на изучение нового материала. Работа с ресурсами (с учебником стр. 261-262). Ребята рассматривают новый материал, чтение с пометками (стратегия Инсёрт, обсуждение).
Каждая группа рассматривает пример:
1 группа - На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 5.2, 5.4, 5.5, 5.4, 5.1, 5.1, 5.4, 5.5,5.3.
Для полученного ряда найдите среднее арифметическое, размах и моду. Что характеризует каждый из этих показателей?
2 группа - Проведя учет числа животноводческих ферм в 15 хозяйствах района, получили следующий ряд данных: 1, 2, 2, 3, 4, 3, 2, 1, 4, 5, 3, 3, 2, 1, 2. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах и моду. Что характеризует каждый из этих показателей?
3 группа - Каждый из 24 участников соревнований по стрельбе произвел по 10 выстрелов. Отмечая всякий раз число попаданий в цель. Получили следующий ряд данных: 6, 5, 5, 6, 8, 3, 7, 6, 8, 5, 4, 9, 7, 7, 9, 8, 6, 6, 5, 6, 4, 3, 6, 5.
Найдите для этого ряда размах и моду. Что характеризует каждый из этих показателей?
4 группа - ряду чисел 2, 7, 10, 15, 18, 19, 27 Вычислите среднее арифметическое, моду и размах.
5 группа - В таблице показано число деталей, изготовленных за смену рабочими одной бригады:
Для представленного в таблице ряда чисел найдите среднее арифметическое, размах и моду.
№ Фамилия Количество деталей
1 Иванов 38
2 Лазарев 42
3 Ильин 36
4 Бережной 45
5 Егоров 48
Оформляют всё на флипчарте.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-наблюдение за группами
-консультирование по необходимости -ознакомление с новым материалом
-выделение главного на флипчартеВзаимооценивание в группах. Каждый учащийся получает оценочный лист. Необходимо оценить работ каждого участника в группе по критерию выполнения задания (участие в беседе, оформлении, защите флипчарта) по 5 - балльной системе.
Балл 1 2 3 4 5 5. Защита и обсуждение. Корректировка. Оценивание в группе.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-наблюдение
-следит за регламентом -выступление
-защита
-корректировка
6. Физ.минутка "Огуречик"
7. Закрепление. Работа с учебником. Работа в группах.
стр.263 №1281
1) (1,2+3,24+1,9+2,16+2):5=10,5:5=2,1 (кг) - ср.арифмет.
2) 3,24-1,2=2,04 (кг)- размах.
№ 1282
1) (2+6+4+3+0):5=15:5=3 - средне суточная температ.
2) 6 -0=6 - размах
3) моды нет.
8. Взаимооценивание. Самооценивание.
Самооценивание. Каждый учащийся получает оценочный лист. Задача каждого учащегося оценить полученные знания на уроке.
Ф.И._______________________________________________
баллы Дескрипторы
0 Не имею представления о среднем арифметическом, моде, размахе.
1 Знаю определения среднего арифметического, моды, размаха.
но не могу применить его на практике
2 Затрудняюсь определить среднее арифметическое, моду, размах.
3 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах.
4 Выполняю задания полностью, но при выполнении допустил ошибку.
5 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах, но немного путаюсь
6 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах
и выполнить все арифметические действия.
Критерии выставления итоговой оценки за урок. Суммируются все баллы полученные учащимися и по количеству баллов выставляется итоговая оценка.
Оценка 5 4 3 2 1
Балл 10-11 8-9 5-7 2-4 0-1
9. Домашнее задание: 2005г. № 1283
10. Рефлексия.
красная звезда - все понятно.
синяя не совсем понятно.
Зеленая не понял совсем.
Как сложить две десятичные дроби?
Как вычесть две десятичные дроби?
Как умножить десятичную дробь на разрядные единицы 10,100,1000 и т.д.?
4,5*10=? 8,5*0,1=?
Округлите число 3,78 до десятых.
2,56-1,55=? 0,4:0,02=?
Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной
Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?
2,5*4=? 3,63:10=?
Как разделить десятичную дробь на разрядные единицы 10,100,1000?
21,3:0,3=?
Округлите число 2,865 до сотых.
Сравните 3,25 и 3,26.
8,93*10=? 1,2:0,6=?
5-4,5=? 71:100=?
Ф.И._______________________________________________
баллы Дескрипторы
0 Не имею представления о среднем арифметическом, моде, размахе.
1 Знаю определения среднего арифметического, моды, размаха.
но не могу применить его на практике
2 Затрудняюсь определить среднее арифметическое, моду, размах.
3 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах.
4 Выполняю задания полностью, но при выполнении допустил ошибку.
5 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах, но немного путаюсь
6 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах
и выполнить все арифметические действия.
Ф.И._______________________________________________
баллы Дескрипторы
0 Не имею представления о среднем арифметическом, моде, размахе.
1 Знаю определения среднего арифметического, моды, размаха.
но не могу применить его на практике
2 Затрудняюсь определить среднее арифметическое, моду, размах.
3 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах.
4 Выполняю задания полностью, но при выполнении допустил ошибку.
5 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах, но немного путаюсь
6 Могу определить среднее арифметическое, моду, размах
и выполнить все арифметические действия.
Взаимооценивание в группах.
Балл 1 2 3 4 5 Взаимооценивание в группах.
Балл 1 2 3 4 5 Взаимооценивание в группах.
Балл 1 2 3 4 5 1 группа - На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 5.2, 5.4, 5.5, 5.4, 5.1, 5.1, 5.4, 5.5,5.3.
Для полученного ряда найдите среднее арифметическое, размах и моду.
2 группа - Проведя учет числа животноводческих ферм в 15 хозяйствах района, получили следующий ряд данных: 1, 2, 2, 3, 4, 3, 2, 1, 4, 5, 3, 3, 2, 1, 2. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах и моду.
3 группа - Каждый из 24 участников соревнований по стрельбе произвел по 10 выстрелов. Отмечая всякий раз число попаданий в цель. Получили следующий ряд данных: 6, 5, 5, 6, 8, 3, 7, 6, 8, 5, 4, 9, 7, 7, 9, 8, 6, 6, 5, 6, 4, 3, 6, 5. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах и моду.
4 группа - ряду чисел 2, 7, 10, 15, 18, 19, 27 Вычислите среднее арифметическое, моду и размах.
5 группа - В таблице показано число деталей, изготовленных за смену рабочими одной бригады:
Для представленного в таблице ряда чисел найдите среднее арифметическое, размах и моду.
№ Фамилия Количество деталей
1 Иванов 38
2 Лазарев 42
3 Ильин 36
4 Бережной 45
5 Егоров 48