Развитие мыслительных операций обучающихся на уроках математики при подготовке к ГИА


Развитие мыслительных операций обучающихся на уроках математики при подготовке к ГИААнтипова Елена Ивановна, ФГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», учитель математики ГБОУ Школа №1021, г. Москва, e-mail: antipova2604@yandex.ruАннотация
У любого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желаний учиться. Все, что необходимо для того, чтобы они могли выразить свои дарования, - это умные руководства со стороны взрослых. Известно, что можно выделить два уровня способности: репродуктивный и творческий. Человек, который находится на первом уровне, выражает умение быстро усваивать знание и овладевать определенными деятельностями, реализуя ее по образцу. На втором уровне дети способны с помощью независимой деятельности основать новое, оригинальное.
Ключевые слова: мыслительные операции, школьники, математика, задачи, урок, развитие, дети.
Determining the level of mental operations students in math class
Antipova Elena, Federal state educational organization "Moscow state pedagogical University", the mathematics teacher School №1021, Moscow, e-mail: antipova2604@yandex.ru
Abstract
Any child has abilities and talents. Children are naturally curious and eager to learn. All that is necessary in order to enable them to express their talents, - a clever leadership on the part of adults. It is known that there are two levels of ability: reproductive and creative. A person who is on the ground level, expresses the ability to quickly assimilate knowledge and acquire certain activities, realizing her pattern. On the second level, children are capable of using the independent action to establish a new, original.
Keywords: mental operations, students, mathematics, objectives, lesson, development of children.
Проблема формирования комплексов свойства личности, которые входят в понятия «творческие способности» требует продолжительной целеустремленной работы, поэтому эпизодические использования творческой задачи не принесут желаемых результатов. Познавательные задания должны содержать в себе всю систему познавательного действия и операции, начиная от действий, которые связаны с восприятиями, запоминаниями, и кончая операциями логических и творческих мышлений.
В соответствиях со спецификами и целями использования различного рода задач, можно предложить такую базовую модель урока, который направлен на развития творческой способности, как в системе специального урока формирования, так и занятий по разным учебным предметам.
Формирует творческое мышление и решения задач разными методами. Разработка привычек к поискам иного варианта решений играет большие роли в будущей работе, научной и творческой деятельности. Использование разных методов решений задачи формируют не только умственные способности, но и приучает их к исследовательским работам. Именно умения и способности находить разные пути и методы решений часто приносят успех и удовлетворяют как частные так и глобальные интересы [2].
Анализ школьных программ по математике дает возможности расставить главные вехи формирования творческих мышлений школьников, потому как овладения таким предельно абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого предела поднимаются мышления школьников разного возраста. Арифметика и алгебра, абстрагирована от всех качественных отличий предметов до такой степени, что остается от них лишь то, что они – предметы, то есть остается лишь раздельность их, лишь число, и потом абстрагирования даже от частного значения чисел – таковы два главных этапа.
Стоит целенаправленно формировать умения, которые связаны с понятием, суждением и умозаключением, реализуя логические подготовки детей последовательно: поначалу вводить задания на формирование логического приёма мышлений, которые связаны с понятиями (анализ, синтез, сравнения, сериация, абстрагирования, обобщения, классификации), а потом - на формирования умений строить суждение и делать умозаключение [1].
Организации процессов усвоений знаний и умений должны реализовываться в соответствиях с теориями поэтапных формирований умственных действий П.Я.Гальперина, то есть быть ориентированными на этапы исполнения:
- действие в материальной (дети оперируют предметами) или
- материализованной (дети оперируют моделями) форме;
- действия в зрительных формах;
- действие во внешнеречевых формах (исполняется со словесно- заданными объектами);
- приемы в умственных формах.
Высокие уровни мышлений обеспечивают возможности усвоений учебных материалов не как некую готовую сумму знания (элементарные заучивания), а находить новые методы, собственные алгоритмы деятельностей (произвольные запоминания, построения гипотезы, принятия решения), что обеспечивает высокую результативность усвоений знаний и развитий творческих потенциалов ребенка. Отсюда значит, важность диагностики мышлений на этапе подготовок детей к школе, а также на протяжениях всего периода обучений.
В целях определений уровней развитий математических мышлений может использоваться система методик, которые построены на математических материалах. К ним относят задания Л. К. Максимова «Единицы» и «Семь задач». Автор обосновывает целесообразность применения методик, которые построены по следующим схемам [3]:
а) предлагается установленное множество задач, каждая из которых допускает разные методы решений;
б) данные задачи имеют единые принципы решений, и обнаружения испытуемым данного принципа служит основаниями для выводов о наличиях у него теоретических подходов к решениям задач; если испытуемым не удается обнаружить данный принцип, то можно утверждать о проявлениях эмпирических подходов к решению задач.
Поиск методики определений уровней формирования содержательных анализов, планирований и рефлексий, адекватных возрасту, реализуется на базе пониманий того, что каждые конкретные задания должны выявлять сформированность того или другого мыслительного действия на неучебных и на математических (или ином предметном) материале, а наборы подобных методик должны способствовать установлениям сформированности эмпирических или теоретических типов мышлений и их переходных форм. Так, использование методики диагностических характеров, которые построены на неучебных материалах и на материалах математики, позволяет установить как общие характеристики умственных деятельностей, так и конкретные уровни формирования математических мышлений учащихся. Мы можем утверждать, что содержательные анализы, которые являются базой теоретических мышлений и имеет разной трудности операционные составы (пробующие преобразующие действия, моделирования, выделения существенных), реализуется с опорами на планирования и рефлексии определенных уровней формирования; планирования и рефлексии имеют исходные уровни формирования, задаваемые уже в действиях, которые содержатся в начальном условии (к примеру, в методике «Единицы» — это владения арифметическими действиями и правилами применения скобок, навыки переборов действий, контроль по результатам) [4].
Для определений уровня развитий логических мышлений учащихся применялась методика «Четвёртый лишний».
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них тут лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведений. В первом задании необходимо добиваться от ребёнка верного ответа. Оно не оценивается. В процессах тестирований ребёнку последовательно предъявляются все карточки. Помощь взрослых состоит лишь в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после данного вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается верным.
Анализ результатов. За каждый верный ответ начисляется 1 балл, за неверный - 0 баллов.
10-8 баллов – высокий уровень формирования логических мышлений;
7-5 баллов – средний уровень формирования логических мышлений;
4 и менее баллов – логические мышления развиты слабо.
Так, проблема формирований математических мышлений актуальна. Важные значения при этом имеют развития мыслительных операций, независимости и активности мышления и пр.
Но в плане изучения проблемы развития мышления требуют последующего исследования вопроса принципа построений программ начальных обучений, содержаний, форм, способов и приёмов работы.
Список литературы
Каримова А.С. Удивительное рядом, или как разглядеть одаренного ученика. – Уфа, 2011.
Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая обучаем. – Уфа, 2013.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М., 2014.
Сухин И.Г. Занимательная математика. – М., 2015.
Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 2013.