Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций


Проект внеклассного занятия с детьми,
составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На занятии применяются занимательные и доступные для понимания задания, задачи, вопросы, игры, ребусы, что привлекательно для младших школьников.
Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Коррекционные задачи: корректировать устную речь учащихся.
Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Здоровье сберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на занятии, организовать двигательную активность, следить за посадкой детей во время работы за партой.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация, конверты с геометрическими фигурами, заданиями, ребусы,солнышко для самооценки, компьютер.
                       
Планируемые результаты:
Личностные: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные: Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Начинаем наше занятие  вместе с Солнышком,  оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, дарит хорошее настроение, улыбнёмся друг другу.  Будьте внимательны, активны, старательны,   доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!
Психологический настрой.
 Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.
 Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
2. Сообщение целей занятия.
Целью нашего занятия будет показать умение решать логические задачи, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и вместе.
На протяжении всего учебного года вы занимались в кружке « Логика».
-А как вам в жизни помогает логика? Где помогло вам логическое развитие?
СЛ 2,СЛ 3
3. Задания на развитие внимания
Использую метод познавательной игры.
- К нам прилетела семейка облаков. Они закрыли наше солнышко.Чтобы его открыть ,надо узнать какое облако кем является. На облаках написаны письма. Они разные. Это потому что все члены семьи считают по – разному. Я буду читать про каждого, а вы указывать к какому облаку, что относится. Постепеноо мы откроем солнышко.
- Дедушка любит играть в дротики. Он считает в обратном порядке.
- Мама при счёте пропускает каждое пятое число.
- Сыну нравится направлять ветер. При счёте он вместо 3 – го числа говорит ш – ш.
- Бабушка считает десятками.
-Папа любит грозу и помню при счёте он называет только числа в которых есть цифра 2.
17, 16, 15, 14, 13, 12
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11
1, 2, ш, 4
25, 26, 27, 28, 29
10, 20, 30, 40, 50, 60 ( На доске)
Молодцы, ребята! Мы открыли солнышко.И снова у нас поднялось настроение. Улыбнитесь друг другу!
4. Разгадывание ребусов:
- Как называются таблички с зашифрованными словами? Правильно, это ребусы. Разгадайте мои ребусы.
100 Л
ПРО 100 РВИ 3 НА
Чтение слов на обратной стороне доски
5. Задание на развитие памяти
Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).
А) Белка с рынка возвращалась и с лисою повстречалась.
 Что ты, белочка несёшь? Задала лиса вопрос.
 Я несу своим детишкам 2 ореха и 3 шишки.
 Ты, лиса, мне подскажи, сколько будет 2+3?
Б) Мы ходили на базар, выбирали там товар:
 3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.
 Сколько будет овощей?
В) Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
 Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.
 Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?
Г) Вот 8 зайчат по дорожке идут.
 За ними вдогонку двое бегут.
 Так сколько ж всего по дорожке лесной
 Торопится в школу зайчишек зимой?
Д) Все ли здесь цыплятки – детки,
 надо сосчитать наседке:
 6 – на грядках, 3 – во ржи.
 Сколько их всего, скажи?
6. Здоровьесберегающая технология :Гимнастика Хаса Алиева
Для кого придумана эта гимнастика? Как она им помогала?
7. Задания на совершенствование воображения
При повторении геометрического материала используется наглядно – демонстративный метод.
Конструкторы (творческая работа в группах)
- Солнышко приглашает нас в конструкторскую мастерскую.
- А кого мы называем конструкторами? ( Конструкторы - люди занимающие изобретением всевозможных машин).
- Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учиться. С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.
Совсем недавно, 12 апреля наша страна отмечала День космонавтики. Что вам известно об этом празднике?
Всем известен первый космонавт планеты, а вам знакомо имя конструктора ракеты-носителя, на которой в космос отправился первый космонавт, а потом и многие другие?
СЛ 4,5,6,7
-Солнышко приготовило для каждого из вас наборы геометрических фигур.
-Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Будем работать в группах.
Повторим правила работы в группах.
СЛ8
Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.
(Учащиеся, которые изобретают ту или иную конструкцию, объявляются конструкторами автомобиля, ракеты, снеговика, крана и т. д. )Работы выставляются на доску.
Анализ выполненных работ.
8. Задания на развитие логического мышления.
Решение задач на смекалку (работа в группах)
1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой?
2. В Китае живёт больше людей, чем в Индии, а в Индии больше, чем в России. В какой из этих стран самая большая численность населения?
3. На полдник дети ели груши. Машина груша тяжелее, чем Сашина, а Сашина груша легче груши Игоря. Чья груша – самая тяжёлая и какая самая лёгкая?
4.Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая страна самая большая?
За правильно решённые задачи команды получают жетоны от Солнышка.
Проверка( с обратной стороны доски) Иван,Китай;самая тяжёлая у Маши, а самая лёгкая у Саши; Россия.
9.Рефлексия учебной деятельности с целью умения оценивать свою деятельность.
- Со всеми заданиями справились?
Оцените нашу работу на оценочной шкале.
Продолжите фразу:
я умею
могу научить
мне понравилось
было трудно
- Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите логику, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.