«Влияние семьи на развитие агрессии у умственно отсталых школьников».
Доклад на тему:
«Влияние семьи на развитие агрессии у умственно отсталых школьников».
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.
Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично.
Практически каждую российскую семью сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Экономические проблемы в стране привели к тому, что большинство российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным госстатистики наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.
Всё это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
Нынешняя реальность такова, что многие дети платят своими страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни и т.п.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои негативные эмоции родители зачастую выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», -на детей, особенно младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Уровень образования родителей также влияет на характер отношения к детям. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия.
Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут около 70% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения. В семьях детей с умственной отсталостью достаточно высок уровень эмоционального отвержения ребёнка родителями. Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте. Среди детей с нарушениями умственного развития можно выделить такие категории, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, многие дети проживают в неполных семьях, в неблагополучных семьях. Все эти категории семей есть и в нашей школе. Но большую опасность для развития агрессии со стороны ребёнка, как я считаю, имеют неблагополучные семьи. В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. В книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» А.С. Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:
-«Семья-санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате-чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
-«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. «Семья-крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску проявления агрессивности.
-«Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. Внутренние переживания ребёнка также порождают признаки агрессии с его стороны.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка, является пьянство родителей. Такая категория семей существует и в нашей школе. Семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в следующих признаках: родители плохо относятся к своим детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью. Дети часто не знают, какие чувства нормальны, а какие –ненормальны, теряют твёрдость психологической почвы под ногами. Ребёнок испытывает дефицит внимания со стороны взрослого, он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая и девиантные формы поведения. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них всё благополучно. Однако при всё при том глубоко переживают трагедию. В дальнейшем ребёнок становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, апатия, появляется агрессивность, склонность к немотивированным поступкам. Таким образом, у ребёнка,в неблагополучных семьях чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая неуверенная в себе личность.
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Своевременное выявление детей, которым характерны признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения их неблагоприятного развития. Особенно это актуально для младшего школьного возраста, наиболее сенситивного для предупреждения агрессивного поведения.
Для школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе. Есть случаи, когда у того или иного ребёнка отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди детей нашей школы встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.
Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых школьников :
агрессия в связи с трудностями в учебной деятельности;
агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);
агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;
агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;
агрессия при дистрофических нарушениях;
агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;
агрессия как проявление групповой солидарности.
Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых школьников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции в нашей школе ведется активно, в различных сферах и направлениях.
И именно семья, в первую очередь, должна помочь своему ребенку не дать проявиться в нём черт какой-либо агрессии. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами— вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Неблагополучная обстановка в семьях умственно отсталых детей, недостатки воспитания, некомпетентность родителей в вопросах воспитания, демонстрация агрессивного поведения в семье и обеспечение его подкрепления также обусловливают возникновение агрессивных тенденций в поведении умственно отсталых детей.
Особого анализа требует спектр форм жестокости родителей по отношению к своим детям, который достаточно широк. Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер семейного руководства, то есть действия родителей,имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Намеренное или ненамеренное, но такие действия родителей существенно предопределяют становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей.
Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.
Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Из-за боли ребёнок может забыть, за что его наказали.
И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем.
Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, тем не менее, порой оно может оказаться действенным средством модификации поведения. Результаты экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание может вызывать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответствии с определенными принципами.
Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка,с тем, чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения проступка.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его психическому развитию является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. На первый взгляд это легко решаемо, просто нужно объяснить родителям, как воспитывать ребёнка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению данной проблемы.
Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии.
Формирование личности детей как было сказано выше,в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой .Дети с отклонениями в развитии чаще других испытывают неприятие и эмоциональное отвержение со стороны семьи. Большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения.
Существуют основные направления в работе с семьями, которые реализуются силами педагогического состава нашей школы:
каждый классный руководитель вместе с соц. педагогом составляют социальный паспорт класса, в котором отражается категория семей данного класса(полная, неполная, многодетная, опекаемая); дети «группы риска»; особенности поведения уч-ся, семьи повышенного внимания.
У каждого классного руководителя имеются акты обследования семей, в которых помимо бытовых условий семьи, отражаются взаимоотношения в семье и особенности семейного воспитания.
И уже совместно с психологом и социальным педагогом школы классный руководитель намечает формы работы с данной семьёй.
Это:
1)обучение специальным навыкам и приемам взаимодействия с детьми.
2)консультирование семей с участием родителей;
И 1 и 2 проходит в виде бесед с родителями на родительских собраниях, на которых поднимаются такие вопросы: «Особенности общения с ребёнком в семье», «Авторитет родителей», «Детская агрессия», «Нельзя воспитывать, не воспитывая». Вот некоторый перечень тем родительских собраний.
3)индивидуальное консультирование родителей в течение всего учебного года, которые проводятся как кл. руководителем, так и психологом школы;
4)итоговое консультирование семьи в конце четверти и учебного года, определяющее тактику дальнейшего сопровождения ребенка.
Каждый классный руководитель ведёт диагностику проблем социальной деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения ребёнка и семьи, осуществление контроля родителей и лиц их заменяющих за ребёнком, асоциальное поведение родителей, а также взаимодействие семьи и школы
5)включение родителей в педагогический процесс: посещение открытых уроков и внеклассных мероприятиях. Доброй традицией в нашей школе стал День открытых дверей. В этот день родителя не только могут посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия своего ребёнка, но и получить помощь и советы от психолога школы, социального педагога, медицинского работника.
Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи, коррекция родительско - детских отношений, начиная с ранних этапов развития ребенка.
Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приёмам, необходимым для коррекции личности ребёнка, его психическом развитии, является одним из направлений в работе наших специалистов с семьёй.
Можно выделить три основных этапа:
Первый этап направлен на привлечение родителей к учебному процессу. Педагог должен убедить родителей ребенка в том, что именно в них очень нуждается малыш, что кроме них, этим процессом заняться некому.Второй этап. Формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Педагог показывает родителям возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Родители обучаются отрабатывать дома с ребенком те задания, которые даетпсихолог.Третий этап характеризуется раскрытием перед родителями возможности личного поиска творческих подходов к обучению их ребенка и личного участия в исследованииеговозможностей.Все эти формы работы, по мнению педагогов нашей школы, позволяют родителям нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа.
Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со своим учителем и со специалистами.