Доклад для педагогов на тему: Проектная и исследовательская деятельность как средство самореализации личности
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п. Старый Бисер
ДОКЛАД
«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Автор:
Учитель окружающего мира
и географии
Е.В.Ощепкова2016г.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниям, необходимыми для успешной адаптации в обществе.
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Помимо этого, образование испытывает влияние, связанное с мощным нарастанием знаний человечества. Да и обществу сегодня нужны способные люди.
Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться. Сложная задача у педагога: необходимо не только увидеть в ребёнке задатки, но и создать условия и мотивацию для их всестороннего развития. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в данной деятельности, — наличие у них потребности узнавать новое.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Проектная и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи.
Проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Данная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. т.е. Учитель не преподносит истину, а учит её находить.
И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.
Смысл данной деятельности заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Все этапы проектной и исследовательской работы должны проходить на доступном для школьника уровне, а также проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Проектная и исследовательская работа для ученика это средство самореализации.
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
Исследовательская работа, это работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Исследовательская работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет педагогу находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки. В проектной деятельности это:
- Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
- Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
- Оценочные умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, деловое общение.
- Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
- Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию;
- Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
В исследовательской деятельности это:
- Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
- Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
- Задавать вопросы. (Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
- Давать определение понятиям.
- Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
- Делать выводы и умозаключения.
- Классифицировать материалы.
- Работа с текстом.
- Доказывать и защищать свои идеи.
- Отстаивать свою точку зрения.
Таким образом организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, самореализацию, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.