Конспект доклада методиста на городском метод.объединении пед.дополн.образования Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся сют как самореализации личности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся станции юных техников как стимул самореализации личности.
Т. Б. Вингерженская
г. Берёзовский, Кемеровская обл.
Дополнительное образование базируется на гуманистической парадигме, ценностно-смысловым ядром которой является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающемуся миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения.
Свобода выбора – основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес.
Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.
Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.
Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.
Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому.
Для определения приоритета стимулов познавательных интересов методическим советом МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Берёзовского было проведено анкетирование обучающихся. Результаты анкетирования показали, что основная часть опрошенных обучающихся всех учебных объединений в стимулировании познавательных интересов отмечают приоритет проектно – исследовательской работы.
Учитывая результаты анкетирования, администрация МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Берёзовского с 2009 года внедряет проектно – исследовательскую технологию в свой образовательный процесс. С этой целью были организованы и проведены семинары – практикумы:
для педагогов Станции «Проектирование и проведение исследовательских работ с обучающимися в условиях дополнительного образования»;
для педагогов дополнительного образования и педагогов начальных классов школ города «Проектирование исследовательской деятельности с обучающимися младшего школьного возраста».
Методическим советом разработаны методические рекомендации, внесены изменения и дополнения в программы учебных объединений разделов об организации и проведении проектно – исследовательских работ. Разработана программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на СЮТ», действие которой предусмотрено на пять лет.
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа предназначена для обучающихся младшего, среднего, старшего школьного возраста, а также для одаренных детей.
Метод учебного исследования и проектов в настоящее время стал интегрированным компонентом системы педагогических технологий. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Как показал четырехлетний опыт работы «Станции юных техников», введение метода проектной и исследовательской деятельности наряду с другими педагогическими методами, во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы.
Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку в организованном учебном процессе самообучения обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию исследовательского проекта, обучающийся приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представлении о принципах сотрудничества и научной организации труда. Он использует полученные знания в своей деятельности, развивая в совокупности все стороны личностного «я» в конкретной деятельности, её самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектно – исследовательской деятельности.
В программе «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на СЮТ» выбор направлений исследовательских проектов разнообразен. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы обучающиеся завершили их и смогли выполнить практическую часть работы в сроки, ограниченные одним учебным годом. Поэтому при выборе направлений и тем исследовательской деятельности педагоги учебных объединений учитывают возрастные особенности и общую подготовленность детей, материальную базу станции. Наш педагогический коллектив считает, что исследование должно быть посильным и результативным.
Тематика работ может касаться теоретических и практических вопросов программы учебного объединения с целью дифференцирования обучения. Например, проектно – исследовательские работы по программам учебных объединений: «Исследование летательных свойств различных моделей самолетов, изготовленных из бумаги», «Аэромобиль – техника будущего», «Исследование свойств красок», «Великолепная птица Павлин», «Влияние видов материалов на подвижность и прочность плоской игрушки» плясун», «Влияние условий кристаллизации на форму кристалла», «Влияние формы крыла на скорость полета авиамодели», «Влияние материала при изготовлении колесных пар на скорость и дальность пробега автомодели», «Оригами из пластилина», «Исследование приемов изготовления рельефной бумаги», «Изготовление панно контурной резьбой на ПВХ» и т.д. При выполнении данных работ обучающиеся более глубоко и творчески подходят к изучению данного раздела программы.
Проектно – исследовательские работы, относящиеся к практическим вопросам, актуальным для практической жизни, занимают значительное место среди всей исследовательской деятельности обучающихся Станции. Эти работы требуют привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, творческого мышления, исследовательских навыков. При работе над такими темами достигается естественная интеграция знаний. Например, экологические проблемы городов: загрязнение атмосферы и водных ресурсов выбросами промышленных предприятий, загрязнение окружающей среды отходами быта и как добиться полной переработки отходов. В данных проектно – исследовательских работах необходимы знания по экологии, химии, физике, биологии, социологии, авиатехнике, автотехнике. За время действия программы на Станции проведено множество проектных и исследовательских работ по данному направлению: «Определение количества твердых выбросов в атмосферу города Берёзовского промышленными предприятиями», «Изготовление поделок из бросового материала», «Берестяные фантазии», «Очистим город вместе», «Красавица голубая ель», «Применение материала «полирекс» и т.д.
Тематику исследовательских и проектных работ могут предлагать и сами обучающиеся. При выборе тем они ориентируются на собственные познавательные, творческие и прикладные интересы. Например, темы исследовательских работ «Великолепная птица Павлин», «Оригами из пластилина», «Берестяные фантазии», «Красавица голубая ель» были предложены самими детьми.
По программе «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на СЮТ» процесс проектно – исследовательской деятельности на Станции предусматривает организацию различных форм работы с обучающимися, занятыми в исследовании:
разработка учебных исследований и проектов;
подготовка научных и творческих работ и их публикация в сборниках;
участие в конкурсах, конференциях и работа по их подготовке и проведению;
проведение обзоров научной и научно-популярной литературы;
подготовка и проведение научно-практических конференций и семинаров;
выступления с лекциями, докладами, сообщениями перед обучающимися Станции, городских школ;
встречи с учеными, инженерно-техническими работниками предприятий;
экскурсии в вузы, научно-исследовательские учреждения, на предприятия.
Результаты выполненных по программе Станции проектно – исследовательских работ всегда материальны, то есть надлежащим образом оформлены. В работах проанализированы полученные результаты исследования, оценены их правильность, прикладная направленность и сделаны собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе экспериментального или теоретического исследования.
Важно, чтобы обучающийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования в повседневной жизни. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание его состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. На Станции первый этап представления работ проходит в учебном объединении, второй этап – это ежегодная станционная конференция «Наука и техника XXI века». Лучшие работы представляются на городские, областные, региональные и всероссийские конференции и конкурсы.
С момента работы нашей Станции по программе «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на СЮТ» успехи обучающихся Станции стали более масштабными и закономерными. За этот промежуток времени пятеро обучающихся Станции стали Лауреатами Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» за представленные работы в номинации «Экология, безопасность жизнедеятельности»; двое – Дипломантами Общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»; один – Дипломантом Всероссийского Конкурса «Золотое рукоделие – 2012».
В областных конкурсах проектно – исследовательских работ обучающихся (интернет – конференция – конкурс «Образование, наука, творчество», «Мой друг – электричество», «Сохраним елочку», «Секреты мастерства») наши воспитанники многократно становились победителями. Каждый год проектные и исследовательские работы обучающихся с успехами принимают участие в городских экологических конференциях, конкурсах.
Работа по формированию исследовательских способностей обучающихся может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Организация проектно - исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей, и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо уделять должное внимание исследовательской деятельности в образовательном процессе. Но следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектно – исследовательское обучение нецелесообразно. Наиболее рациональным способом необходимо рассматривать применение этого метода в совокупности со всеми остальными методами обучения.
В заключение хочется сказать, что участие в проектно-исследовательской работе даёт учащимся значительно больше, чем положительные оценки, награды и дипломы. Обучающиеся развивают свои творческие способности, учатся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, достигают успеха и как следствие уверенность в себе, своих силах и способностях. Овладение методикой исследовательского познания, в основе которой лежат методы научного исследования, решает задачу саморазвития и самореализации индивидуума в течение всей жизни.
Литература
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование. - 2001. С. 261 - 272.
Педагогические технологии /под общей редакцией Кукушина В.С. – Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ». - 2006. – 333 с.