Конспект уока по русскому языку


«Дательный падеж»

Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: «Дательный падеж»
Цель урока: Учить распознавать дательный  падеж  имен существительных.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные: пополнить  знания  учащихся о дательном падеже, употребления этого падежа в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение находить существительные в дательном падеже в предложении.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и иметь адекватное представление о ней;
Метапредметные:
- регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; научиться организовать рабочее место с помощью учителя.
- коммуникативные УУД: уметь осуществлять взаимопроверку; уметь слушать и вступать в диалог; научиться уважительно относиться к учителю; участвовать в коллективном обсуждении; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. 
- познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; условия для формирования навыка работы с учебником; научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.
Образовательные (цифровые) ресурсы: Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева УМК «Школа 2100» Русский язык Методические рекомендации для учителя, учебник для 4 класса начальной школы, Е.В.Бунеева, Р.Н. Бунеев Русский язык 4 класс 1 часть, проектор, презентация.
Ход урока
Планируемые результаты
Предметные Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Порядок на столе,  порядок в голове.
Ребята, здравствуйте. Садитесь. Откройте пожалуйста тетради, Запишите число, классная работа.
На прошлом уроке вам было задано упр.143,давайте его проверим.
-кто без труда справился с этой работой?
-У кого были трудности? Где именно они возникали
Проявлять положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу (личностные УУД).Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы (регулятивные УУД);
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Минутка чистописания
Ребята, запишите пожалуйста предложение ( слайд 1)
У БЕРЕЗКИ ВЬЮГА ПОСЕРЕБРИЛА КОСЫ.
-сколько разных орфограмм в предложении? (7)
(1.непровер.гл. в корне слова, словарное слово, проверяемая согл.в корне слова;
2.разд. мягк. Знак;
3.приставка –по, -па , безуд.гл в корне, слова с сочит. –ере-)
-выделите грамматическую основу, выпишите сочетания.
- устный морфологический разбор слова косы
( (что?) н.ф. коса, сущ-е неодуш,Ж.р,мн.ч,В.п,
второст.член предложения)
-определите падежи всех имен существительных.
Какие падежы вам встретились?
( И.п., Р.п., В.п.)
-поставьте слово БЕРЕЗКА в форме этих падежей.
Скажите, а какие падежы нам не встретились?
(Д.п., Т.п.,П.п.)
Правильно ,молодцы.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся Проявлять интерес к изучению нового материала (личностные УУД).
Уметь учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД).
 Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные УУД).
Понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД).
III. Формулирование  темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    
Мы сегодня с вами познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия граубина , сказал:
« Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем- нибудьС друзьями
Не люблю».
Ребята, скажите, о каком падеже сегодня пойдет речь?
Правильно, о дательном.
Давайте вместе с Вами составим план урока. ( слайд 2)
-д.п.
-вопросы
-вспомогательное слово
-предлоги Понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ;   (познавательные УУД).
Согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Расскажите, что вы знаете о Дательном падеже?
(Один ученик устно рассказывает о дательном падеже,приводит примеры, далее заполняется таблица) ( слайд3)
Посмотрите на экран
ТУРИСТЫ ШЛИ К РЕКЕ ПО ЛЕСУ
-запомните эти два предлога. Давайте запишем их в таблицу.
Откройте учебник на стр 127 и посмотрите на таблицу упр.145. Давайте сравним ее с нашей таблицей. Есть ли какие- то различия? ( нет)
-Может ли у потребляться дательный падеж без предлога? Приведите примеры.
Ребята, скажите, почему этот падеж получил такое название?
Посмотрите упражнение 144 с.126
( работа с текстом)
-что нового вы узнали из текста?
-с каким словом тесно связано название « дательный»?
( дает, давать)
А вот как эту мысль проиллюстрировала детская писательница Татьяна Рик:
« Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!»
Обеспечить условия для овладения учащимися первичных знаний о дательном падеже.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение (коммуникативные УУД).
Производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД).
Выполнять учебное задание: разработка и составление  алгоритма (регулятивные УУД).
V. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.
Физминутка на релаксацию
Двигательная
Именительный подпрыгнул, 
 А Родительный летал.
Дательный  полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –  
И при этом все важны!
Учащиеся выполняют движения на релаксацию.
-Автор назвал дательный падеж дарительным, а Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о дательном падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? Как вы понимаете слово « Щедрый» ? Давайте с вами обратимся к толковому словарю в конце учебника и посмотрим точное значение этого слова.
( работа со словарем)
-Как вы думаете, кому щедрый человек дарит подарки?
Значит щедрый человек любит дарить подарки. А теперь я предлагаю поиграть в игру. Необходимо будет узнать, кто получил подарки от щедрого человека. Подсказка: это слово должно стоять в дательном падеже.
-я дарю крокодилу сапоги ,бегемотикам по ботинкам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. ( подарки получили все)
 А теперь проверим, кто самый внимательный. Назовите, какие подарки получили звери.
Уметь выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Уметь формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД).
VI. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в учебнике с.127 упр.145
- шли по тропе, по полю и по мосту.
-путешествовали по странам и городам.
-летят к скворечникам и гнездам.
-скользит по стене, по стеклу и полу.
-тянулись к солнцу, к свету и теплу.
Уметь определять Д.п. имен существительных;
Обеспечить условия для овладения учащимися распознавать д.п. имен существительных. Уметь выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Мы переходим к последнему этапу... (подводим итог работы на уроке).
 
 Посмотрите на экран и прочитайте скороговорку( слайд5)
Простоквашу дали Клаше,
Недовольна Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах. Так ли это? (да)
На экране появляются названия падежей.
Наш урок подходит к концу,
С каким падежом мы сегодня познакомились?
- На какие вопросы отвечает Д. п.?
- Какие предлоги помогают определить Д. п.?
- Как еще называют дательный падеж? (дарительный) . –
-Что вызвало затруднение? Почему?
-Что запомнилось больше всего?
Д.з упр.147 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).