Урок внеклассного чтения в 8 классе «Правда о Холокосте (по книге израильской писательницы Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?»
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Учитель Жвакина Галина Петровна
Гимназия «ОР-АВНЕР» г. Екатеринбург
Тема урока: «Правда о Холокосте (по книге израильской писательницы Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?»
Тип урока: урок внеклассного чтения; урок анализа художественного произведения.
Цели урока:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений;
расширение представления о своих корнях;
закрепление навыка построения текста- рассуждения;
формирование умения отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
развивать навыки анализа художественного текста;
формировать умение давать оценку героям и их поступкам;
аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
способствовать развитию монологической речи;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Оборудование: книга Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?», интерактивная доска Ponaboard, презентация к уроку.
Ожидаемый результат: овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентирами; готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций морально-нравственных и этических норм поступки людей.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем обсуждать книгу израильской писательницы Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?».
Вспомним алгоритм рассуждения.
Композиция полного рассуждения (слайд №3)
Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).
Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):
1.…
2.…
3.…
Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто).
Средства связи частей рассуждения.
От тезиса к доказательствам можно использовать вопрос почему?
В доказательствах на последовательность мыслей указывают слова:
Во-первых, во-вторых, наконец, например, допустим, предположим, значит, следовательно…
Вывод связывается с доказательством вводными словами:
Итак, таким образом…
Предложениями:
Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего выше сказанного следует, что… Сделаем вывод…
Учитель: Начнем урок с песни Златы Раздолиной «Еврейство – горькое вино».
Злата Раздолина (слайд №4)– композитор, автор – исполнитель, Лауреат всесоюзных и международных конкурсов. Раздолина является членом Союза Композиторов Израиля, член Всемирного Союза женщин-музыкантов. Особенным успехом пользуется «Реквием» на стихи Анны Ахматовой. С 1980 года живёт в Израиле. Она выпустила 8 альбомов, среди них запись «Реквиема о Катастрофе по поэме И. Кацанельсона». Его мы и слушаем. (слайд №5)
Учитель: О чем эта песня? Как вы думаете, почему именно с этой песни начался наш урок?
(Эта песня о пережитых евреями ужасах Холокоста. В книге Лиззи Дорон тоже идет речь о Катастрофе.)
Работа в группах. Мозговой штурм. Этимология понятия Холокост. Что такое гетто и концлагерь? (слайд №6)
Холокост по-гречески означает «огненная жертва». Другое название – Катастрофа
Холокост – от англ. – «всесожжение» (Википедия).
Холокост (холокауст) – сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (Большой энциклопедический словарь)
Гетто –часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.
Концлагерь – тюрьма из бараков, используемая нацистами для заключения в нечеловеческих условиях врагов режима.
Учитель: Во многих странах мира изучается тема Холокоста. В чем необходимость изучения данной темы?
Это проблема нашего урока.
Учитель: тему памяти о Катастрофе по-своему решает израильская писательница Лиззи Дорон в книге «Почему ты не пришла до войны?». (слайд №7)
Лиззи Дорон родилась в Израиле, её детство прошло в одном из районов Тель-Авива, среди людей, переживших Холокост. Лиззи выросла, практически ничего не зная об истории своей семьи. Всё изменила её дочь. В Израиле каждый ребёнок в 12-13 лет участвует в школьном проекте «Корни» - исследует историю своей семьи. Лиззи пришлось подробно записать все воспоминания о детстве.
Книга из серии «проза еврейской жизни» израильской писательницы Лиззи Дорон автобиографичная. Она написана от лица маленькой девочки, а потом взрослой женщины (охвачены 60-90 года 20 века), чья мать, Елена, единственная из огромного семейства выжила во время войны. Это история о том, что ничто не проходит бесследно. Невозможно выжить и все забыть, жить так, как будто войны не было.
Маленькая книга состоит из рассказов, объединенных единой темой переживания последней войны. Рассказанная Лиззи Дорон история очень трогательная и страшная в то же время, она густо замешана на еврейских традициях, однако и мне, не еврейке, была интересна, поскольку в ней говорится об общечеловеческих проблемах. О гордости и упрямстве, о памяти и страдании. Это очень светлые воспоминания об очень непростом человеке.
Учитель: Обратимся к рассказам книги. Каждый может отвечать на поставленные вопросы, а консультанты будут подводить итог сказанному.
(Консультанты кратко пересказывают рассказ и обобщают высказывания одноклассников)
«Странница»
Учитель:
Как вы считаете, почему на вопрос мальчика: «Вы радуетесь так, словно кто-то родился, и плачете, словно кто-то умер» Елена ответила: «Это жизнь после смерти»?
(Героиня пережила Холокост, поэтому ей дорого каждое мгновение свободной жизни.)
По-вашему мнению, кто смеялся над Сареле, а кто плакал при виде Сареле?
(Сареле после страшной катастрофы сошла с ума. Только люди, пережившие ад концлагерей, понимали ее и плакали)
С какой просьбой обращалась Елена в суд?
(Елена считала, что «показания людей, оставшихся в своем уме, никуда не годятся, их здравомыслие доказывает, что Катастрофа их почти не затронула. Сареле же может не произносить ни слова. Ей достаточно появиться в суде, и весь мир увидит, какую Катастрофу учинил ей Эйхман в ее душе»)
Объясните, почему Елене эта история не давала покоя?
(Она тоже пережила Катастрофу)
Консультант: Что мы узнали о Елене из рассказа?
«Свобода» (Иллюстрации к рассказу) (слайды №8,9,10)
О чём рисунки Елены?
(«Королевский обед» - роскошное застолье из овощных очисток, заплесневелого хлеба и мутноватой похлебки. «Первопроходцы» -голая промерзлая заснеженная земля, на которой цвели одни имена, а росли надгробия и могилы. «Свобода» - колючая проволока, наблюдательные вышки и раненая птица, из последних сил старающаяся взлететь.)
Как вы думаете, почему учитель так странно реагировал на рисунки (молчал, смотрел в глаза девочке, плакал, хотел защитить)?
(Учитель Виареджо происходил из очень известной итальянской семьи итальянских художников, которые пали жертвами Холокоста)
Стыдилась ли дочь своей матери? Почему?
(Дочь не понимала матери и стыдилась ее, считая ее сумасшедшей. Став взрослой, она поняла мать, и ей было стыдно за свои чувства. Наверное, поэтому она и рассказала эту историю много лет спустя).
Консультант: О какой свободе идёт речь?
«Отбор»
О чем, на ваш взгляд, этот рассказ?
(Елена выбрасывала подарки, т.к. на них была надпись: «Сделано в Германии». Эта надпись напоминала ей о годах, пережитых в годы войны.)
Консультант: Почему рассказ называется так?
«У кого больше чести?»
Ваши комментарии к поведению Елены по отношению к Лее Милосердной?
Как вы понимаете притчу о бедной вдове?
(Ключевые слова: «Даже если её не просили». Надо делать добро не ради благодарности, настоящее добро в ней не нуждается. Лея унизила Елену, дав ей больше денег, хотя та об этом не просила. Никогда не делай того, о чём тебя не просят).
Докажите свою точку зрения. У кого же больше чести?
(В один из черных дней, когда в кошельке осталась одна лишь честь, Елена, страшно стыдясь, решилась пойти к Милосердной Лее. Она попросила одолжить десять лир на день или на два. Лея протянула ей сто… Елена смирилась и ушла. Она взяла деньги. Чтобы поскорее отдать долг, Елена экономила на всем, пока не собрала нужную сумму. Положив деньги в конверт, она надписала его: «Богатой даме» - и бросила в почтовый ящик, без адреса и без благодарности.)
«Все знали: Елена очень сильная.
Некоторые считали, что ее жизнь могла пойти иначе, согласись она принять денежную компенсацию от Германии. Елена вскипала от ярости, объясняла, что на пролитой крови не наживешься, она должна жить честно, без великодушных подачек и, главное, без немецкой компенсации. Если она узнавала. Что кто-то, получив немецкую компенсацию, отправлялся в отпуск, купил новую мебель или приобрел квартиру, Елена тут же вносила этого человека в список неприкасаемых.)
Елена была гордой и честь понимала как сохранение чувства собственного достоинства и верность своим принципам.
Консультант: У кого больше чести?
«Корни»
О каких безвредных фотографиях идёт речь?
(Безвредными фотографиями Елена считала те, на которых нельзя было узнать евреев. В ней до сих пор сидел страх перед нацистами, уничтожающими евреев).
Почему в альбоме должны быть лишь голубоглазые блондины?
(Нацисты считали, что голубоглазые блондины не могут быть евреями. «Елена продолжала утверждать, что выживут только блондины, обосновывая свою уверенность обширным жизненным опытом. Поэтому «проблему карих глаз Елена решала по-своему. Попросту меняла их цвет с помощью шариковой ручки, добавляя в каждый глаз немного чернил»).
Как вы понимаете смысл этого рассказа?
(Елена – еврейка. Евреев уничтожали в период Холокоста. Она скрывала черты, говорящие об еврействе, чтобы сохранить семью.
Консультант: О каких корнях идёт речь?
«Хранилище Торы»
Почему, приехав в Израиль, Елена написала: «Шалом, папа, шалом, мама, шалом, пустота»?
(Вся семья Елены погибла, она осталась одна)
О чём говорят медицинские справки с разными диагнозами Елены?
(«…ее медицинские справки с разными диагнозами: дифтерит, шумы в сердце, аппендицит, а также обморожение ног и мизинца правой руки по причине тяжелой работы в нечеловеческих условиях»)
Почему от чемодана, где лежала полосатая форма, шёл запах смерти?
(«Внутри оказались личинки, черви и полосатая форма, в которой было больше дырок, чем ткани, желтая звездочка, сандалии и запах смерти»)
Как понимаете слова: «Пойдём к шкафу, там могила»?
(В шкафу хранились предметы, напоминающие об ужасах Холокоста)
Консультант: Что хранила Елена все годы?
Учитель Лиззи Дорон пишет: «Я стала свидетелем молчания. Молчания, отчасти открытого и отчасти слышимого изнутри, отчасти кричавшего в душе…»
Как вы думаете, о каком молчании здесь было рассказано?
(Это история молчания, которое немело при свете дня и разгоралось в темноте. Это история польской еврейки, которой удалось пройти не только ужасы Катастрофы, навсегда сохранив память о ее безвинных жертвах, но и прижиться в новой стране, создав свой собственный, неповторимый мир.
Вот что об этом говорит автор. «Я тоже израильтянка по рождению, но мои отец и мать из тех, кто перенес Холокост. Мать предпочитала не говорить о прошлом. Единственную свою задачу в жизни она видела в том, чтобы вырастить меня. При этом она считала, что не должна рассказывать мне о событиях Холокоста, а также о том, что было до войны – ей казалось, что в таких рассказах не будет ничего хорошего. Храня молчание в отношении прошлого, она стремилась воспитать меня в правильном ключе, то есть бороться за свои права и верить в себя, а не в Б-га или в других людей, не иметь расистских предубеждений.)
Как вы считаете, почему книга так называется?
Консультант: (Все погибли, больше искать некого).
Порассуждайте, почему художник на обложке нарисовал звезду Давида и глаза людей, прижавшихся друг к другу?(слайд№11)
Как вы думаете, какие иллюстрации подошли бы к этой книге?
Выступление о картине Бориса Котляра «Глаза в глаза» (Звучит музыка из «Реквиема о Катастрофе по поэме И. Кацанельсона» Златы Раздолиной.) (слайд № 12).
Котляр, Борис Александрович (род. 1936) — российский и израильский профессиональный художник. Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Союза Художников Израиля.
..Вы когда- нибудь в жизни видели глаза человека, стоящего на кромке расстрельного рва?!..У входа в газовую камеру или крематорий, откуда нет выхода живому существу, разве что лишь в виде загазованного трупа или горстки сизого пепла?!.. Вглядывались в зрачки, расширенные от ужаса, в ожидании смертной муки, взывающие, молящие о помощи и вопрошающие: "Господи, за что?!.."
В книге, как и на картинах Бориса Котляра , рассказывается о жертвах Холокоста, которые молчали, но их глаза говорили, что они помнят ужас Катастрофы.Учитель: Подведем итог рассуждений. К какому выводу вы пришли: нужно ли помнить о Холокосте? (Звучит музыка из «Реквиема о Катастрофе по поэме И. Кацанельсона» Златы Раздолиной.) (слайд №13)
Наша память избирательна, но мы обязаны помнить, что жертвами Холокоста стали ни в чем неповинные люди, среди которых миллионы детей. Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
О том, что происходило в страшные годы Холокоста, надо говорить. Об этом надо рассказывать тем, кто, к счастью, избежал подобной участи и даже не имеет представления о масштабах трагедии. Пройдет еще совсем немного времени и не останется ни одного свидетеля тех страшных событий. Глухота, незнание, душевная черствость – прямой путь туда, откуда с таким трудом и потерями удалось выбраться.
Домашнее задание: Написать сочинение- размышление: «О чем заставила меня задуматься книга Лиззи Дорон?» (слайд №14).
Источники
Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?» М.: Текст,2008
http://holocaust2001.narod.ruСайт "Холокост в искусстве" имени Юрия Розенблата и проф. Альберта Уманского